На Западе с некоторых пор стало правилом хорошего тона рассуждать о правах животных. Не так давно парламент Испании даже принял закон, который признал за ними некоторые права человека, а австрийские защитники животных даже дошли до Европейского суда, требуя предоставить шимпанзе статус юридического субъекта.
А вот суд в Нью-Йорке отказал признать, что права человека распространяются на шимпанзе. Судьи решили, что хотя шимпанзе вполне самостоятельны, на них нельзя возлагать ответственность за какие-либо действия, и они не могут понять суть социального контракта, который объединяет людей.
Тем временем, ислам признает наличие у животных вполне определенных прав. Даже беглого взгляда на сунну Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, достаточно, чтобы убедиться в том, что ислам гарантировал животным права 1400 лет назад, когда людям даже в голову прийти не могло и подумать об этом.
Пророк, мир ему и благословение Всевышнего, учил тому, как человек должен обходиться с другими творениями Аллаха, живущими на этой земле: милосердие по отношению к животным также считается богоугодным делом и заслуживает вознаграждения Всевышнего.
Исламский закон (Шариат) содержит установления о нормах обращения с животными, которыми владеет человек. Религиозной обязанностью человека является забота о них. Так, например, запрещается перегружать вьючных животных сверх меры.
Концепция благодеяния (ихсан) в Шариате также касается прав животных.
Даже животное, предназначенное для забоя, не должно подвергаться мучениям, его нельзя свежевать живьем и калечить. При забое должен использоваться острый нож, чтобы минимизировать его страдания. (إن الله كتب الإحسان على كل شيء، فإذا قتلتم فأحسنوا القتلة، وإذا ذبحتم فأحسنوا الذبح، وليحد أحدكم شفرته، فليرح ذبيحته)
Забой не следует производить на глазах у других животных, чтобы не вызывать у них стресс. Запрещается убивать животных, сбрасывая их с высоты или забрасывая камнями.
Благодеяние по отношению к животным – своевременное их кормление и поение, надлежащий уход и обращение при использовании.
В этой связи многие богословы приводят знаменитый хадис о женщине аморального поведения, грехи которой были прощены, когда она напоила умирающую собаку. (عن أبي هريرة رضي الله عنه، عن رسول الله صلى الله عليه وسلم، قال: غفر لامرأة مومسة، مرت بكلب على رأس ركي يلهث، قال: كاد يقتله العطش، فنزعت خفها، فأوثقته بخمارها، فنزعت له من الماء، فغفر لها بذلك)
В другом известном хадисе Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, велел своим сподвижникам при движении через плодородные земли замедлять ход своих верховых животных, чтобы они могли насытиться. (إذا سافرتم في الخصب، فأعطوا الإبل حظها من الأرض)
Он также советовал пересекать участки открытой местности в жару как можно быстрее, чтобы не утомлять животных движением в тяжелых погодных условиях.
Жизнь Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, полна примеров гуманного отношения к животным и ими должны руководствоваться мусульмане во всем мире.
Хорошо известен его рассказ о женщине, уморившей жаждой свою кошку и заслужившую за это наказание адским пламенем. (عذبت امرأة في هرة سجنتها حتى ماتت، فدخلت فيها النار، لا هي أطعمتها ولا سقتها، إذ حبستها، ولا هي تركتها تأكل من خشاش الأرض)
В другом случае гнев Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, вызвал человек, поставивший клеймо своему ослу на морду.
В исламе запрещено охотиться на животных ради развлечения. Охотиться на диких животных можно, если целью охоты является необходимость добыть их мясо, жир для пропитания.
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, также строго запрещал натравливать животных друг на друга. Поэтому в исламе строго запрещены поединки между животными типа петушиных или собачьих боев, боев быков.
Защитникам прав животных и прочим «зеленым», думается, было бы любопытно ознакомиться с этими религиозными предписаниями, которые были доведены до исламской уммы за многие столетия до того, как появились их общественные движения.
Ильдар Мухамеджанов