Известный суфий Абу Бакр Шибли достиг высочайших степеней постижения истины и считается одним из мастеров духовного экстаза (джазб). О нем существует множество преданий. Однако прежде чем стать суфием он занимал высокие должности в халифате и был губернатором провинции Нехаванд. Однажды халиф призвал к себе всех своих губернаторов для участия в церемонии назначения своего приближенного правителем одной из провинций. Среди приглашённых ко двору был и Шибли. Халиф даровал дорогую одежду вновь назначенному губернатору и одарил не менее ценной одеждой других прибывших.
Вдруг новый губернатор почувствовал непреодолимое щекотание в носу и, хоть и попытался сдержаться, но не выдержал и чихнул четыре или пять раз подряд. После этого, не найдя платка, он вытер свой нос краем только что подаренной халифом одежды.
То, как вновь назначенный губернатор обошелся с его подарком, так разозлило халифа, что он набросился на него с ругательствами, оскорбил его и, в конце концов, выгнал всех губернаторов из своего дворца.
Этот случай произвел глубокое впечатление на Шибли.
Он подумал о том, что из-за такого незначительного проступка халиф лишил только назначенного губернатора его поста и оскорбил его. А ведь Аллах также одарил человека бесчисленными милостями, а он, в свою очередь, совершает большие и малые грехи. Что же будет, если Аллах отвернется от грешника в Судный День?
После этого он ушел с поста губернатора и поступил в обучение к известному суфию Хайру ан-Нассаджу и стал дервишем. Когда он проучился у него некоторое время, его наставник велел ему найти известного суфийского учителя Джунайда Багдади. Когда они встретились и Шибли изъявил желание стать его учеником, Джунайд велел ему стать продавцом серы на багдадском рынке и торговать ей в течение года.
Сера имела отвратительный запах, и Шибли весь пропах ею так, что люди стали сторониться его.
Через год Джунайд велел ему стать нищим и просить подаяния, стучась буквально в каждую дверь, но никто не подавал ему милостыни.
Шибли был сбит с толку и рассказал об этом Джунайду. Великий суфий улыбнулся и ответил: «Теперь ты сам убедился, что не имеешь никакой ценности в глазах созданий, и теперь навсегда отврати свое сердце от них».
После этого Джунайд Багдади сказал ему: «Так как ты был губернатором Нихаванда, ты должен пойти туда и извиниться перед всеми». Шибли пошел туда и извинился перед всеми, даже перед детьми. Однако он не нашел одного обиженного им человека и в качестве компенсации раздал сто тысяч дирхамов беднякам, но не испытал при этом удовлетворения. После того, как он вернулся в Багдад, Джунайд сказал ему: «В твоем сердце все еще жив эгоизм. Так иди же и проси милостыню еще в течение года». Шибли нищенствовал еще один год, отдавая все, что имел Джунайду, который раздавал все это бедным и нуждающимся. Потом еще на один год он по указанию своего наставника прожил среди бедняков и нищих. После этого Шибли пришел к Джунайду и тот спросил его: «Что ты можешь сказать о своем эго?»
Шибли ответил: «Я чувствую себя самым низким существом из всех существующих на свете».
«Теперь твоя вера совершенна», - ответил на это Джунайд.
Он сделал его своим учеником и продолжил его духовное обучение.
В книге «Масалик ас-Салихин» говорится, что однажды Джунайд сидел среди своих учеников, которые начали хвалить Шибли, говоря: «Абу Бакр Шибли самый уважаемый и честный из нас».
Услышав это, Джунайд вмешался в их разговор и сказал: «Все, что вы говорите о Шибли, не соответствует действительности. Он не так хорош, как вы утверждаете. А теперь прогоните его». После того как Шибли ушел, Джунайд обращаясь к своим ученикам, сказал: «Я в сто раз больше вас люблю и уважаю Шибли, но когда вы хвалите его, вы словно наносите ему удар мечом. Поэтому мне ничего не оставалось, кроме как сказать то, что я сказал. Может быть, это защитит его от вашей похвалы, в противном случае он будет опустошен» (так как не может принять похвалу из-за своего полного смирения).
Шибли носил в своем кармане сладости, которые давал тем, кто восхвалял Аллаха. Когда его спросили, зачем он так поступает, он ответил: «Если я слышу имя Аллаха и не наполняю рот произносящего сладостями, то что еще я должен сделать?»
Известно, что в своей любви к Аллаху Шибли доходил до полного самозабвения.
Суфии считают, что аят «Аллах избирает для Себя того, кого пожелает, и направляет к Себе того, кто обращается к Нему» (сура «Совет»,13) относится к тем, кто, подобно Шибли, забывает о себе ради любви к Аллаху.
Ильдар Мухамеджанов
Интересная статья? Пожалуйста, сделайте репост на Facebook!