Фото: Alexander Lukatskiy/ shutterstock.com
В Первой мировой войне Германия рассчитывала на духовную власть султана Османской империи, чтобы привести в действие «мусульманский фанатизм» в ущерб странам Антанты. Религиозная война колоний против метрополий могла вынудить Англию и Францию отвлечь силы с Западного фронта.
Немецкий кайзер Вильгельм II считал, что таким образом османы держат в своих руках ключ к окончательной победе в войне. Однако планы Германии, как и страхи Великобритании и Франции, оказались надуманными и отражали лишь неверные представления европейских политиков об исламе.
«Революция на мусульманских территориях наших врагов» – так назывался документ, представленный кайзеру в 1914 году немецким аристократом и востоковедом Максом фон Оппенгеймом. Важнейшим направлением пропаганды была обозначена работа с военнопленными мусульманами.
По плану немецкого стратега, их следовало отделить от других заключенных и собрать в одном лагере, обеспечив халяльным питанием и мечетью, уважительно обращаясь к этой категории пленных. Идея легла в основу «Лагеря Полумесяца» в Вюнсдорф-Цоссен, где мусульман призывали совершить джихад, присоединившись к османской армии.
Германия знала, что османы были истощены в военном отношении, однако заключила секретный оборонительный союз с империей в 1914 году. В ноябре султан Мехмед V, выступая в роли лидера исламского мира, подкрепил объявление войны Антанте призывом к религиозной войне против врагов ислама.
Джихад оправдывался ложным аргументом, что Османская империя и умма подверглись нападению со стороны России, Франции и Великобритании. Призыв стал результатом давления Германии, приверженной идее использовать потенциал мусульман во вред своим европейским соперникам.
Вспоминая блокаду Ленинграда: уроки истории для российских мусульман
Фото: gerd-harder/ shutterstock.com
Провозглашение джихада в форме пяти фетв готовилось в течение двух недель тремя десятками османских ученых. Первые три фетвы ясно давали понять, что призыв халифа относится ко всем мусульманам мира. Вторая распространяла обязанность джихада на мусульман Антанты. Не откликнувшиеся на призыв будут подвергнуты божьему наказанию, утверждалось в третьей фетве. Последние две запрещали мусульманам, живущим под властью России, Франции и Англии, поднимать оружие против Османской империи и воевать против ее союзников – Германии и Австрии.
Декларация джихада в Стамбуле вызвала бурную реакцию как в исламском мире, так и в Европе. Власти колоний Франции и оккупированного Великобританией Египта отвергли законность этой акции. Лидеры на местах были вынуждены поддержать метрополию.
В Алжире муфтии прямо ссылались на заявления единоверцев Индии и России, отмечая их верность своим странам, и далее утверждая, что колониальные мусульмане «хорошо знают о первой обязанности халифа – защищать и направлять мусульман в делах в соответствии с Кораном. Если он откажется от этого, он больше не достоин Халифата…».
Идеологически рожденная в Германии османская фетва – результат сговора политических сил османов и государств Тройственного союза – безусловно вызывала сомнения.
Фото: Morphart Creation/ shutterstock.com
Франция и сама очень быстро включилась в эту игру: стратегия пропаганды во многом походила на немецкую, со ставкой на издание брошюр и журналов на арабском языке («Исламская Франция», например). Французы использовали пропагандистский язык, опиравшийся на основные понятия и формулы ислама, с которыми большинство мусульман могли бы себя ассоциировать.
Кроме того, французская вербовка иностранцев предусматривала ссылки на традиционные для этого государства «свободу, равенство и братство». Обращение к идеалам служило привлечению европейцев из разных этнических групп. В этом контексте изобретались новые способы пропаганды, с упором на арабо-османские противоречия, благодаря которым Первая мировая выглядела бы «священной», а турки-мусульмане – «неверными». Дуэль немецко-французской пропаганды становилась совершенно запутанной с идеологической точки зрения. Немецкие стратеги, как и французские власти, завысили готовность мусульман восстать против угнетателей.
Фото: Cara-Foto/ shutterstock.com
Среди европейцев сложилась традиция отношения к исламу как «фанатичной» и агрессивной религии. Так угроза джихада, изобретенная в Берлине, испугала в основном только власти Франции и Великобритании.
Во время Первой мировой войны большинство мусульман Османской империи и за ее пределами поняли, что это не их война; считали ее совершенно ненужной и делали все возможное для сохранения нейтралитета. В сложившихся обстоятельствах мусульмане проявили себя хладнокровными прагматиками, что и стало причиной провала германской пропагандистской кампании.
Более подробно представленная тема освещается в исследовании российского историка Натальи Жерлициной «Пропагандистская борьба Германии и Франции в отношении стран Северной Африки в годы Первой мировой войны».
Как мусульманам вести себя с исламофобами?