Диалог цивилизаций и многополярность: как продвигать общие ценности с концепцией «умма»

Фото: ГСВ, russia-islworld.ru

Фото: ГСВ, russia-islworld.ru

В Международном исламском университете Малайзии (IIUM) прошла диалоговая сессия «Россия – Исламский мир: межцивилизационный диалог».

Мероприятие состоялось в рамках X заседания Группы стратегического видения «Россия – Исламский мир» (ГСВ) на тему «Взаимодействие России и исламского мира в эпоху формирующейся многополярности».

В сессии приняли участие члены ГСВ, представители IIUM и Организации исламского сотрудничества, а также религиозные деятели и ученые из России и мусульманских стран. Центральной темой обсуждения стал опыт межцивилизационного взаимодействия России и Исламского мира, а также предложений по развитию двустороннего сотрудничества в различных сферах, в частности, в области образования. Участники сессии уделили значительное внимание рассуждениям о концепции «умма» в контексте современного мира и исламской традиции.

Важно отметить, что мероприятие началось с подписания Меморандума взаимопонимания между IIUM и Молодежным форумом ОИС – документ заложил основу сотрудничеству сторон в социальной, культурной и научной сферах. Представитель ОИС Мухаммед Салах Текая в ходе сессии отметил, что образование необходимо использовать в качестве инструмента для достижения взаимопонимания в процессе межцивилизационного диалога.

В своем вступительном слове ректор IIUM доктор Осман Бакар рассказал про образованный им в 1996 году Центр цивилизационного диалога в университете Малайзии.

В разное время в Центр приезжали представители Ирана, Турции, стран Ближнего Востока, а теперь и России. «Это чрезвычайно важные визиты для Малайзии, поскольку наша страна многонациональная, многоконфессиональная и мультикультурная», – подчеркнул доктор Бакар.

Первый вопрос, с которым модератор сессии – заместитель ректора IIUM, профессор Мохаммед Аслам Ханиф, обратился к директору Института востоковедения Российской академии наук Аликберу Аликберову, касался исторической ретроспективы развития взаимоотношений между Россией и исламской цивилизацией.

После распада Золотой Орды – исламского средневекового государства, которое занимало территорию современной России, много татар стали частью российской аристократии. Совместное проживание мусульман и христиан стало уникальным опытом исторического взаимодействия, рассказал Аликберов. Российский востоковед отметил важную деталь, которая отличает Россию от европейских стран.

«На Западе Коран издавался и переводился на местные языки для того, чтобы изучать мусульман и управлять ими. В России же Священный Коран впервые был издан при Екатерине II для обеспечения духовных потребностей мусульман Российской империи», – сообщил Аликберов.

В комментариях к ответу прозвучали интересные теологические параллели. Профессор Омар Джа – представитель Гамбии и выпускник IIUM – в контексте современной геополитической ситуации сравнил Российскую Федерацию с Восточной Римской империей – религиозным государством, одержавшим победу над персидскими язычниками. Об этом повествует 30-я сура Священного Корана «Римляне».

«Уважение, инновации, процветание, доверие, устойчивое развитие, забота – это столпы современного исламского финансирования», – отметила в своем выступлении профессор Института исламского банкинга и финансов IIUM госпожа Русни бинту Хасан.

Мечеть Султана Салахуддина Абдель Азиза — самая большая мечеть в Малайзии. Фото: faizal napiah/ shutterstock.com

Мечеть Султана Салахуддина Абдель Азиза — самая большая мечеть в Малайзии. Фото: faizal napiah/ shutterstock.com

Малайзия является лидером в области исламского банкинга; IIUM представляет собой международный центр, обладающий экспертными знаниями. Профессор Русни выразила уверенность в том, что Россия и Малайзия смогут наладить сотрудничество между университетами по вопросам образования в данной сфере.

Директор Международного центра стратегических исследований в военной области и проблем безопасности (Тунис) Бадра Гаалул поделилась своим мнением о концепции «умма»: «Нас в мире более миллиарда, но сегодня действительно существует проблема разделенности уммы». По словам Гаалул, ярким примером разрозненности является отсутствие единства в сопротивлении сионистскому режиму Израиля, который захватывает земли Палестины, Ливана и Сирии.

К удивлению модератора, обсуждение понятия «умма» стало центральным для сессии. Так, генеральный секретарь Всемирной организации по сближению мазхабов Хамид Хавали Шахрияри рассказал о своей книге, посвященной данному понятию. По мнению господина Шахрияри, корни проблем современной уммы лежат в отсутствии должного воспитания.

«Образование может быть средним, но воспитание должно быть высшим», – заявил чрезвычайный и полномочный посол России Рамазан Абдулатипов. Дипломат выразил упрек в сторону современных высших учебных заведений, упускающих вопросы воспитания традиционного мировоззрения у молодого поколения. В этой связи господин Абдулатипов подчеркнул важную роль диалога в межцивилизационном взаимодействии.

«Понятие “умма” относится не только к мусульманам, но и к другим сообществам, в том числе христианам. Лично я понимаю концепцию “умма” как сообщество с одинаковыми целями», – дал свой комментарий профессор Национального исламского университета, председатель глобального центра умеренного ислама Дин Шамсуддин.

«В соответствии с коранической традицией, уммой может быть не только сообщество людей, но и даже насекомых, например, муравьев», – отметил научный руководитель Института востоковедения РАН Виталий Наумкин. Ученый назвал это классическим примером исключительного исламского гуманизма. Наумкин призвал к обмену научными публикациями между российскими и малазийскими научными сообществами.

«Проблема разделения – это и проблема нашей греховной жизни, нашего отделения от Бога», – поделился Митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл в своем выступлении, посвященном реализации диалога между конфессиями. Его Преосвященство отметил, что первый Священный Коран на русском языке был издан по инициативе профессуры Казанской духовной семинарии.

Митрополит обратился к профессору Бакару с предложением о сотрудничестве между Казанской семинарией и IIUM, а также представил коллегу – Митрополита Сергия Сингапурского и Юго-Восточно-Азиатского, чье выступление привнесло в диалог новую ноту.

«В служении помогает исторический опыт моей страны», – рассказал глава Патриаршего экзархата в этом регионе. Учитывая широкий масштаб деятельности, Митрополит Сергий посчитал целесообразным образование на базе IIUM постоянной рабочей группы по диалогу исламских организаций и Русской православной церкви в странах Юго-Восточной Азии.

Председатель партии «Иракский национальный проект» Джамаль Хамис (Аль-Дари), в свою очередь, поделился личным опытом. Раньше Ирак жил как единая нация, но после 2000 года, когда произошла оккупация армией США, иракцев стали принудительно делить на суннитов, шиитов, арабов, христиан и так далее. Этому во многом способствовали внешние СМИ, пришедшие вместе с американскими войсками и оказавшие влияние на иракскую молодежь.

«Сегодня, к сожалению, очень много фейковой информации. Люди даже боятся приезжать в ту или иную страну, потому что они не знают, что там происходит на самом деле», – отметил заместитель председателя Духовного управления мусульман России муфтий Рушан Аббясов. Однако подобные практические встречи, выставки, лекции служат продвижению общих ценностей несмотря на дезинформацию. Стоит отметить, что Рушан хазрат в 2022 году выступал в IIUM с лекцией «Ислам в России».

В заключение сессии ректор IIUM Осман Бакар озвучил предложения касательно взаимодействия в области исламского образования, включая фокус на анализе базовых аятов Корана и продолжении межцивилизационного диалога. В этой связи он выступил за формирование в каждой из стран-участников магистратур по изучению концепции «умма». При этом необходимо определить единый глобальной центр в одной из столиц: будь то Куала-Лумпур, Кабул, Тегеран или Казань.

«Приоритетом для нашей Группы (ГСВ прим. ред.) как раз является диалог цивилизаций, а следующим по значимости остается вопрос образования, науки, культуры и связи с университетами», – подвел итоги сессии заместитель председателя ГСВ Фарит Мухаметшин. Он также отметил, что в планах Группы достаточно мероприятий для совместной работы за рубежами Российской Федерации, и теперь о них возможно информировать коллег из Малайзии с целью более предметной подготовки.

«Палестинский народ надеется на ГСВ и все международные организации и блоки»

Фото: ГСВ, russia-islworld.ru

Фото: ГСВ, russia-islworld.ru

Также 12 декабря 2024 года в рамках конференции Группы стратегического видения «Россия – исламский мир» (ГСВ) в Малайзии состоялся визит участников конференции в Международный институт исламской мысли и цивилизации (ISTAC).

Почетную делегацию лично встретил ректор института, профессор Абделазиз Бергхут, и провел экскурсию по учебному заведению, центральным объектом которой стала библиотека имени шейха Саида Мухаммада Накиба Аль-Аттаса.

Коллекция редких книг, включающая уникальное издание выдающегося памятника персидской литературы «Шахнаме», датируемое XVII веком, а также рукописный Священный Коран XVIII века, имеющий малайзийское происхождение; артефакты: оружие и доспехи эпохи Сефевидов и Могулов, кремневые ружья из Алжира, Турции и Марокко, и многие другие экспонаты предстали перед делегацией ГСВ. В настоящее время в библиотеке, основанной в 1979 году, хранятся более 150 000 томов книг.

Фото: ГСВ, russia-islworld.ru

Фото: ГСВ, russia-islworld.ru

 
Ректор ISTAC Абделазиз Бергхут рассказал об уникальной модели учебного заведения, сформированной благодаря интеллектуальному влиянию шейха Аль-Аттаса, который выступал с концепцией «исламизации знаний». Это значит, что преподаватель определенной дисциплины, например, социологии, также обязан получить диплом по исламоведению. Впоследствии он сможет преподавать социологию уже с точки зрения ислама, и эта модель действует в отношении всех научных дисциплин. Профессор Бергхут порекомендовал коллегам взять эту модель себе на вооружение.

Фото: ГСВ, russia-islworld.ru

Фото: ГСВ, russia-islworld.ru


Двумя днями ранее для членов ГСВ состоялась экскурсия по достопримечательностям столицы Малайзии – города Куала-Лумпур. Гид начал мероприятие с представления основных фактов о Малайзии и ее столице.

Малайзия – это мультикультурное и многоконфессиональное государство с населением около 33 миллионов человек. Ислам является официальной религией страны, и малайцы, исповедующие ислам, составляют большинство населения. Также значительное количество жителей представляют малайцы китайского и индийского происхождения.

Уникальной особенностью Малайзии является система власти. В стране существует монархия, но власть не передается по наследству. Девять королевских семей выбирают среди себя короля на срок в пять лет. При этом султаны могут отозвать короля, что придает государственной системе элементы демократии. В настоящее время королем Малайзии является султан Ибрагим Искандар. Он сменил на троне султана Абдуллу Риятуддина Аль-Мустафу.

Участники экскурсии также посетили резиденцию короля – Истана Негара, которая является одной из главных достопримечательностей Куала-Лумпура. Здесь король проводит встречи с делегатами других стран и выполняет функции исполнительной власти. Хотя посетить сам дворец не удалось, участники экскурсии смогли прогуляться по окружающему резиденцию парку и площади перед главными воротами – гигантской величественной аркой, украшенной золотыми арабскими буквами, передающими аят из Священного Корана.

Куала-Лумпур – это современный и динамично развивающийся город, который известен своей архитектурной красотой и высокими зданиями. Экскурсовод акцентировал внимание на знаменитых башнях-близнецах Петронас – самых высоких в мире (452 метра). Эти башни символизируют три разные культуры: геометрия отражает исламское искусство, количество этажей (88) связано с китайской нумерологией, а силуэт верхней части здания характерен для индуистской художественной культуры.

Фото: ГСВ, russia-islworld.ru

Фото: ГСВ, russia-islworld.ru

Как уже отмечалось, Малайзия – многоконфессиональная страна, и в ней также представлены христианство, индуизм, буддизм и конфуцианство. Экскурсовод упомянул о праздниках, отмечаемых в стране, таких как Китайский Новый год и других, признанных государственными. По словам гида, китайцы в Малайзии известны своим богатством и активно строят храмы.

Участники экскурсии остались под впечатлением от белоснежного здания китайского храма Тянь Хао, фасад которого украшен изображениями животных из китайского календаря. Не менее увлекательным стало посещение «Маленькой Индии» – района с индийской культурой, где можно было ощутить атмосферу этой прекрасной страны. Исторически индусов привезли в Малайзию британские колонизаторы для работы в каучуковой промышленности, что стало важным этапом в развитии страны.

Экскурсия позволила участникам глубже понять культурное разнообразие и экономическое развитие Малайзии. Государство активно занимается добычей золота и имеет развитое сельское хозяйство.

Малайзия славится богатой флорой и фауной: здесь обитают слоны, тигры и гиббоны, а более половины территории страны занимают джунгли. Пальмы и пальмовое масло играют важную роль в экономике страны; деревья были привезены британцами из Африки. Климат здесь тропический, с одним сезоном дождей, когда погода может быть пасмурной из-за влияния муссона.

На обратном пути в отель экскурсовод рассказал о колониальном прошлом Малайзии. Куала-Лумпур получил статус столицы, когда британцы построили здесь множество административных зданий. Гид также затронул тему борьбы с британским колониализмом в XX веке, что стало предисловием к посещению следующей достопримечательности – Национальному монументу в Куала-Лумпуре, памятнику павшим воинам в Малайзии, посвященному героям, погибшим за страну в сопротивлении японским оккупантам во время Второй мировой войны и в период борьбы за независимость страны от Британской империи.

Экскурсия завершилась в центре производства батика, где участники смогли узнать о традиционных тканях и искусстве их создания. Интересно, что в ходе мероприятия гид ответил на вопросы о демографической ситуации в стране. По его словам, наибольшее количество детей наблюдается именно в мусульманских семьях.

Динар Зигангиров

Социальные комментарии Cackle