Современное исламоведение, западное и русскоязычное, немало внимания уделяет проблемам понятия или явления, известного как «джихад», и всего спектра вопросов, связанных с ним.
В «Краткой энциклопедии Ислама», автором которого является Гордон Ньюби, говорится: «Джихад (газават; араб. усердие, усилие). Термин часто ошибочно переводится как «священная война». Комментаторы выделяют великий джихад и малый джихад. Под великим джихадом понимается духовное самосовершенствование, постоянная борьба против греха, ежедневные усилия мусульманина в соблюдении чистоты духа и отвержении зла. Великий джихад требует больших усилий и считается очень трудной задачей. Малый джихад включает миссионерскую деятельность и вооруженную борьбу против неверных, тирании и гнета».
Г. Ньюби, касаясь военных аспектов термина джихад, делает акцент на то, что это не продукт классического мусульманского права, но более поздняя идеологическая разработка отдельных группировок и личностей: «Позднее, некоторые группы, такие как хариджиты, и ряд современных исламских активистов наполнили термин новым содержанием – вооруженная священная война с вероотступниками, борьба за повсеместное создание исламских государств и распространение ислама».
Г. Ньюби добросовестно напоминает, что у понятия «джихад вооруженный» есть своя этика: «Во времена Крестовых походов мусульманские правоведы разработали детальные кодексы ведения священной войны, базирующиеся на идее минимального ущерба от военных действий для гражданского населения. Во время боевых действий запрещалось причинять зло женщинам, детям, старикам и больным, ломать деревья и наносить вред сельскохозяйственным припасам и угодьям». На нынешнем этапе исторического развития, по мнению Г. Ньюби, «современные мусульманские авторы подчеркивают оборонительное значение военного джихада, ведущегося только до тех пор, пока противник не сложит оружие».
Крупнейший русскоязычный исламовед Айдын А. Али-Заде (Азербайджан) считает, что джихад это: «Борьба за то, что является для человека самой благородной и возвышенной целью на земле. Каждый мусульманин должен проявлять усердие в утверждении и защите ислама, расходовать для этого материальные средства, способности и силы. В случае крайней необходимости следует подниматься на вооруженную борьбу против врагов веры. Джихад – также борьба с духовными или с социальными пророками (например, с ложью, обманом, развращенностью общества и т.д.).
Таким образом, джихад – это и борьба со своими страстями, и устранение социальной несправедливости, и постоянное усердие в распространении религии Аллаха и, наконец, ведение войны с агрессорами во имя Аллаха».
А. Али-Заде считает, что джихад, в военном плане, это именно оборонительная, но не наступательная война.
«Цель джихада – утверждение истины и устранение всякой несправедливости. Джихад не ведется с целью мести, убийства, грабежа или захвата и порабощения. Джихад необходим для того, чтобы в соответствии со словом Божьим, устранить в обществе пороки и восстановить справедливость, как сказано в хадисе: «Кто сражается ради того, чтобы слово Аллаха было превыше (всего), именно он на пути Аллаха» (аль-Бухари, Муслим и др.). Не ведется джихад для насильственного обращения в ислам: необходимо ознакомить людей с положениями религии и создать условия чтобы ислам могли принять те, кто это пожелает.
Будет справедливо заметить, что это не исключительное утверждение уважаемого А. Али-Заде, но обобщение им золотой мысли, являющейся продуктом духовного творчества многих поколений и большого числа мусульманских теологов и мыслителей.
Таким образом, термин «джихад» означает широчайший круг действий, целью которых является постижение сути ислама, приверженность его постулатам, передача его последующим поколениям с целью сохранения до скончания веков.
Вычленение из этого положения небольшого пласта действий, связанных с военной тематикой, и акцентирование этого момента – не только не отражает истины, но и является крайне ошибочным.
Таким образом, джихад – это всякое усилие, усердие, энергия, направленная на достижение человеком своего изначального природного естества, заложенного в него самим Творцом.
Фарид хазрат Салман
Что Вы думаете об этом?
Оставьте свой комментарий.