«И не позорь меня в день воскресения – в тот день, когда ни богатство,
ни сыновья не принесут пользы никому, кроме тех, которые
предстанут перед Аллахом с непорочным сердцем»
(сура «аш-Шуара», «Поэты», аяты 87-89)
Когда у одного человека спросили, что он думает о смысле жизни, он ответил: «Жизнь – это передача послания от ребенка, которым ты был, к старику, которым ты станешь. И смысл жизни – в том, чтобы не потерять это послание на полпути». Какие «послания» могут быть у ребенка? Чтобы понять, стоит вспомнить свои детские мечты…
В детстве многие из нас мечтают быть значимыми, помогать другим, совершать добрые дела… Мы смотрим на взрослых и думаем: «Я буду делать по-другому, я буду делать лучше или так же хорошо». Лучше, добрее, разумнее… В детстве мы все полны веры и надежд. И мы все начинаем хорошо – героями, принцами и принцессами. Мы доверяем людям, любим окружающих, мы способны принимать их любовь и верить в лучшее. Самые ранние побуждения большинства из нас также светлы, непорочны и… полны веры. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, о природе детской души сказал так: «Каждый родившийся ребенок рождается только в первозданно чистой (непорочной) природе. Затем, родители делают его иудеем или христианином или язычником. Это похоже на животное, родившее целым. Вы замечали, чтобы у него был отрезаны нос или уши?». Потом Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, передававший хадис, сказал: «Если хотите, прочтите аят: «(Это) — врожденное естество, с которым Аллах сотворил людей. Нет изменения творению Аллаха. Это — безупречная религия, но большинство людей не знают!». Смысл хадиса в том, что каждый из нас рождается непорочным, близким к истине, но влияние родителей и окружающих может существенно отразиться на первоначальных побуждениях и склонностях. Подобно тому, как каждое животное рождается целым, но по воле их хозяев подвергается изменениям (например, отрезанию ушей или другим «пометкам»).
Всевышний Аллах в суре «Рум» говорит: «Обрати же свой лик к религии будучи ханифом. (Это) — врожденное естество, с которым Аллах сотворил людей. Нет изменения творению Аллаха. Это — безупречная религия, но большинство людей не знают!» (аят 30). Арабское слово «ханиф» на русский язык переводится как «склонность к непреложной истине», «отречение от всех ложных религий и обращение в сторону истинной религии». Но религия – это не только убеждения. Это еще и благородные дела, и помощь в благом и сопротивление злу. Это и характер, и практика, и образ мыслей и чувств. Мы все начинаем с этого - будучи вдохновленными на духовные подвиги, готовыми бороться за добро, сокрушать зло, служить Творцу и делать то, что правильно, справедливо. В начале пути мы все искренние, честные, правдивые… Со временем мы начинаем видеть, что наши убеждения не всем угодны, не всеми приняты, не везде приветствуются. Ошибочно мы начинаем предполагать, что это с нами что-то не так. И набираемся каких-то «взрослых» шаблонов мышления, ограничивающих наш потенциал, наши возможности, наше духовное развитие. С этих пор спонтанное добро вызывает подозрения, чтобы сделать подарок, нужны оправдания, а в подлые намерения верится больше, чем в бескорыстный интерес. Мы теряем силу для больших добрых поступков, совершаемым во имя чего-то светлого, возвышенного, но заражаемся слабостью к большим грехам, совершаемым во имя мирского. Круг наших интересов, близких людей, забот и оказания помощи суживается… И к чему это приводит? К тому что даже будучи молодыми многие из нас становятся рабами мирской жизни, скучными и депрессивными. А где тот ребенок? Где наши детские ожидания от самих себя, в которых был заряд, сила, вера и оптимизм? Вопросы справедливости, честности, бескорыстия уступают понятиям мимолетной выгоды. Мы, как и большинство, принимаем это за заботу о себе, потому что «так делают все», но на самом деле это самое большое предательство по отношению к себе – не позаботиться о своей вере и не защитить свои ценности.
Поэтому со временем у нас угасает интерес к жизни, к другим людям, мы становимся обеспеченными, презентабельными, но скучными, тусклыми и душевно бедными. Потому что мы потеряли в себе того ребенка, которым родились. Потому что мы не сохранили его благородное и высокое послание, которое мы должны были защищать. А вместе с этим потеряли и свою силу, энергию, смелость. Это похоже на то, чтобы забыть свое предназначение от Бога. Как сказано в Коране: «Не будьте вы (о, верующие), подобны тем, которые забыли Аллаха [перестали выполнять свои обязанности перед Аллахом], и (по этой причине) Аллах заставил их забыть самих себя [перестали совершать то, что спасло бы их от вечного пребывания в Аду]» (сура «аль Хашр», «Сбор», аят 19)
Наверно это и есть главное послание, которое должен пронести каждый через свой жизненный путь. Слова «нет Бога, кроме Аллаха» и все сопряженные с этим наилучшие дела, слова и мысли. Удастся ли нам вернуть его из прошлого и донести до следующей жизни – вопрос открытый. Но от того, как мы ответим на него, зависит наше душевное благополучие в этом мире и счастье в жизни вечной. И сколько бы ты ни прошел, никогда не поздно восстановить ту внутреннюю связь с большим человечком, которым ты родился, и очистив душу, дойти до конца героем и верным слугой Аллаха.
Ася Гагиева