Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросил (людей): «Знаете ли вы, кто является неимущим?» Они ответили:
«Неимущим среди нас (называют) тех, у кого нет ни денег, ни имущества». Тогда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, неимущим из числа членов моей общины окажется тот, кто в День воскресения принесёт с собой молитвы, посты и закят, но (при этом выяснится, что) он оскорбил этого, оклеветал этого, присвоил имущество этого, пролил кровь этого и ударил этого, и тогда (что-то) из его благих дел будет отдано этому и (что-то) — этому, а если запас его благих дел иссякнет прежде чем он сумеет рассчитаться (со всеми), тогда из грехов (обиженных им) станут брать (что-то) и возлагать на него, а потом его ввергнут в ад!» (Ахмад, ат-Тирмизи, Муслим).
Обычно этот хадис наталкивает на размышления о собственных «должниках», которые причинили какой-либо вред тебе самому, и редко доходит мысль до того, что этим банкротом можешь оказаться ты сам. Ведь несмотря на наши благие намерения, мы не всегда ведем себя уважительно к чужим границам, не всегда следим за впечатлением, которое оставляют наши слова или поступки.
Порой нас не заботят даже те ситуации, где мы проявили явную несправедливость. Иными словами, мы также, вольно или невольно, сознательно или не понимая этого, можем причинять вред другим. И возможно кто-то другой, также читая вышеприведенный хадис, вспоминает именно нас и готовится взыскать с нас компенсацию в Судный день…
Что делать, чтобы избежать подобного банкротства?
Перед кем-то мы можем извиниться сегодня, какую-то вину можно загладить откровенным разговором, чистосердечным раскаянием, материальной или эмоциональной компенсацией. А что делать с теми, кого мы могли ненароком обидеть, но мы об этом забыли или просто не приняли во внимание? Наверняка такие люди есть в жизни каждого человека…
Если допустим наши упущения касаются имущества или долгов, то их надо возвратить, потому что в данном случае просто извинений вряд ли будет достаточно.
Если же наши проступки связаны со злословием, причинением обид или оскорблениями, то при отсутствии возможности попросить прощения лично, можно прибегнуть к практике Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.
Сообщается, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «О Аллах, кого бы из верующих ни оскорбил я, сделай это для него средством приближения к Тебе в день воскресения!»
Также передано в хадисе от ибн Аби ад-Дунья следующее: «Искуплением за злословие может быть мольба о прощении грехов того, о ком ты злословил»
Некоторые имамы рекомендуют делать дуа: «О, Аллах! Прости меня и того, о ком я злословил».
Восстановление чужих прав, очищение от долгов перед другими является средством обезопасить себя от банкротства в Судный день. И в то же время это является средством очищения совести и успокоения сердца. Потому что, какими бы забывчивыми мы ни были в отношении вреда, причиняемого нами другим, все-таки он ложится черной меткой на наши собственные сердца.
И в то время как ты искренне делаешь дуа за того, кого ты обидел, оскорбил или поругал, чувствуешь глубокое освобождение, умиротворенность, легкость. И ты не просто спасаешь себя и его от неприятной тяжбы в Судный день, но и устанавливаешь добрую братскую связь между вами обоими. Так, один хороший поступок влечет за собой множество положительных последствий…
Пусть же Всевышний простит нам наши покушения друг на друга и установит между нами любовь, уважение и доверие!
Ася Гагиева