В Коране слово «сон» употреблено в разных формах более десяти раз. Сон в аятах упомянут как особенное явление в жизни человека, выполняющее важную функцию. Это напоминает о том, что человек обладает некоторой слабостью, необходимостью отдыхать и прерываться, в отличии от его Творца, всемогущего и всевластного Господа:
«Аллах - нет божества, кроме Него, Живого, Вседержителя. Им не овладевают ни дремота, ни сон» (сура «аль Бакара», аят 255)
В этом аяте дремота (сина) и сон (наум) ясно связаны со словом «синах» в значении «дремы», совершаемой после обеда или в другое время дня. Дневной сон упомянут несколько раз в Коране и представлен как естественное для человека явление, предусмотренное Богом:
«Среди Его знамений - ваш ночной и дневной сон и ваши поиски Его милости. Воистину, в этом - знамения для людей слышащих» (сура «ар Рум», аят 23)
Также арабское слово «нуас» приведено в Коране дважды. По значению оно ближе остальных в описании дневного (послеобеденного) сна:
«Вот Он наслал на вас дремоту, чтобы вы почувствовали себя в безопасности, и ниспослал вам с неба воду, чтобы очистить вас ею и удалить c вас скверну дьявола, чтобы сделать ваши сердца стойкими и утвердить этим ваши стопы» (сура «аль Анфаль», аят 11)
«После печали Он ниспослал вам успокоение — дремоту, охватившую некоторых из вас» (сура «алю Имран», аят 154)
Согласно толкованию: «После того как мусульман охватило беспокойство, Аллах вселил в их сердца спокойствие, а некоторых из них даже охватила дремота. Вне всякого сомнения, подобным образом Аллах оказал им великую милость, укрепил их сердца и приумножил их уверенность. Напуганный человек не способен задремать, ведь его душа переполнена страхом. Когда же он избавляется от страха, то может позволить себе вздремнуть»
Аят напоминает и об обратном эффекте сна – успокоении и облегчении стресса. Такие ученые как Ибн Касир и аль Табари интерпретируют слово «нуас» как крайнюю сонливость, которая приводит к глубокому сну на некоторое время, успокаивает и расслабляет человека.
Таким был сон сподвижников, которые во время битвы при Ухуде роняли мечи из рук, будучи одолеваемы сном. Аль-Бухари передаёт от Анаса, что Тальха сказал: «Я был одним из тех, кем во время битвы при Ухуде овладел такой крепкий сон, что меч неоднократно падал из моих рук, а я брал его, он падал, а я брал его».
Ат-Тирмизи, ан-Насаи и аль-Хаким передают от Анаса, что Абу Тальха сказал: «В день при Ухуде я поднял голову и увидел, что у всех свисают головы от дремоты».
Ибн Исхак передаёт от аз-Зубайра ибн аль-Аууама, что он сказал: «Я был с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, когда усилился страх. Тогда Аллах послал на нас сон, и у всех из нас подбородки лежали на груди от дремоты».
Кайлула – полуденный сон на арабском языке относится к числу Сунн Пророка (мир ему):
· От Анаса ибн Малика передаётся, что посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Поспите в полдень, ибо, поистине, шайтаны не делают этого!» (Абу Нуайм).
· Сахль ибн Саад сказал: «Во времена Пророка, мир ему, мы отправлялись на полуденный сон и обедали только после пятничной молитвы» (аль-Бухари, Муслим).
· Ас-Саииб ибн Язид сказал: «Умар, проходя мимо нас в полдень или около того времени, говорил: «Вставайте и ступайте, поспите днем. Малейшее время, проведенное здесь после этого (то есть, полудня), идет на пользу шайтану» («Сахиху адабуль-муфрад»).
· Анас сказал: «Сподвижники собирались, а потом расходились на дневной сон» («Сахиху адабуль-муфрад»).
Дневной сон положительно влияет на здоровье и способности человека. Согласно исследованиям, короткий дневной сон от 10 до 39 минут может восстановить недостаток ночного сна. Но он должен был дополнением к ночному, а не его «заместителем».
Дневной сон положительно влияет на выработку гормонов радости, уменьшение гормонов стресса, а также на усиление памяти и улучшение качества обучения и работы. В некоторых странах это является традицией, имеющей «мусульманские» корни…
2 лучших аята Корана для спокойного и крепкого сна >>
Ася Гагиева