С именем Аллаха, Милостивого и Всемилостивого!
«Кто будет удален от Огня и введен в Рай, тот обретет успех,
а земная жизнь – всего лишь наслаждение обольщением»
(сура «аль Имран», «Семейство Имрана», аят 185)
Всегда казалась удивительной или странной разница между тем, что в миру считают успехом, и тем, что является успехом по Исламу.
В понимании большинства успех связан в основном с двумя вещами: богатством и потомством. Как сказано в Коране:
«Богатство и сыновья – украшения мирской жизни…» (сура «аль Кахф», «Пещера», аят 46).
В «состав успеха» также обычно включают власть, карьеру, достижения, личную эффективность, а порой и принадлежность к определенной «элитарной» группе. Но факт в том, что достижение такого успеха не всегда делает человека счастливым. Ведь мы не раз слышали о случаях, когда успешные по общественным меркам люди страдали от депрессий или заканчивали жизнь самоубийством. Тогда может стоит пересмотреть содержание «успеха» прежде чем устремиться к его достижению? Или хотя бы согласиться с тем, что успех – это состояние души, а не мнение окружающих. А что об этом говорит Ислам?
В Коране дано совершенно отличное от «мирского» понимания определение успеха. В суре «аль Аср» («Время»):
«Клянусь предвечерним временем! Воистину, каждый человек в убытке, Кроме тех, которые уверовали, совершали праведные деяния, заповедали друг другу истину и заповедали друг другу терпение».
В толковании к этой суре сказано: «Аллах сообщил, что урон несут все люди, кроме праведников, которые наделены следующими четырьмя качествами.
Во-первых, они уверовали во все, что ниспослал Аллах. Однако вера невозможна без знаний. Знания - это важная составляющая веры, без которой она не может быть совершенной.
Во-вторых, они совершают праведные деяния. Это касается всех обязательных и добровольных благодеяний, совершаемых как телом, так и душой; относящихся к обязанностям человека как перед Аллахом, так и перед людьми.
В-третьих, они призывают людей к правой вере и праведным делам и вдохновляют их на совершение благих дел.
В-четвертых, они призывают людей терпеливо исполнять повеления Аллаха, избегать грехов и стойко переносить порой горькое предопределение. Выполняя два первых указания, человек воспитывает себя. Выполняя два последних, он воспитывает других. Только усовершенствовав в себе все четыре качества, раб Божий сможет избежать убытка и обрести великое благо»
Об успехе приведены также и другие аяты Корана:
«О те, которые уверовали! Будьте терпеливы, запасайтесь терпением, несите службу на заставах и бойтесь Аллаха – быть может, вы преуспеете» (сура «аль Имран», «Семейство Имрана», аят 200).
«Того, кто повинуется Аллаху и Его Посланнику, Он введет в райские сады, в которых текут реки. Он пребудет там вечно. Это и есть великое преуспеяние» (сура «ан-Ниса», «Женщины», 13).
«…в тот день, когда ни богатство, ни сыновья не принесут пользы никому, кроме тех, которые предстанут перед Аллахом с непорочным сердцем» (сура «аш-Шуара», «Поэты», аяты 88-89).
Различные исследования, проведенные психологами и социологами в различных странах выявили влияние веры, благотворительности и взаимной поддержки на психическое здоровье испытуемых. А именно – то, что эти аспекты «продлевают жизнь», то есть положительно влияют на физическое здоровье, повышают стрессоустойчивость и уровень удовлетворенности жизнью. Такие люди чувствуют себя более счастливыми, выше оценивают качество жизни (даже при скромных условиях), уровень собственной успешности, реализованности и реже страдают болезнями сердца.
Эти данные еще раз подтверждают, что успех зависит не от оценки окружающих (многие гоняются именно за этим, так как для них внешняя оценка авторитетней внутренней), а от самоощущения человека. Если человек совершает благие дела, наполнен верой, стремится к истине и с оптимизмом переносит тяготы, ничье мнение не поколебит его ощущения самого себя как преуспевающего. И также ничто не сможет его утешить, даже если все блага мира в его руках, но он чувствует себя несчастным. Из чего напрашивается вывод: успех – не репутация, не образ, а состояние сердца.
Ася Гагиева