С именем Аллаха, Милостивого и Милосердного!
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Достаточно будет вреда тому человеку, который презирает своего брата в исламе, и для каждого мусульманина должны быть неприкосновенными жизнь, имущество и честь другого мусульманина!» Но часто оказывается так, что именно презрение становится преградой между членами уммы, что презрение препятствует здоровым, искренним отношениям.
Презрение, согласно словарным определениям:
- «такое отношение к чему-кому-нибудь, которое вызывается признанием кого-чего-нибудь недостойным, не заслуживающим уважения, подлым, морально-низким, ничтожным»;
- «такое отношение к чему-кому-нибудь, которое основано на признании кого-чего-нибудь недостойным внимания, недостойным того, чтобы с этим считаться, бояться этого»;
- «самопрезрение, безразличие, игнорирование, пренебрежение» (словарь русских синонимов);
- «глубоко пренебрежительное отношение к кому-чему-нибудь» (толковый словарь Ожегова).
Презрение не всегда ясно осознается человеком, но оно проявляется в его словах и поступках. Пренебрежение – это главный признак презрения. Когда одни человек пренебрегает мыслями, чувствами, переживаниями, проблемами другого, он тем самым выражает свое презрение к нему. Ведь как сказано в словаре, презирать значит не считать достойным внимания и уважения.
Пренебрежение – это такое отношение к человеку, будто он - незначительная личность, и все, что происходит с ним, тоже незначительно.
В чем проявляется пренебрежение?
Пренебрежение проявляется, когда:
- проблема другого человека не воспринимается всерьез (например, человек рассказывает о своих трудностях, а его друг при этом занят компьютерной игрой или телефоном);
- когда отрицается значимость проблемы («да не переживай ты так!»);
- отрицается способность решить проблему («ничего-то у тебя не получится», «неужели ты думаешь, что тебе хватит сил на это», «сколько можно пытаться» и т.д.
Пренебрежение также выражается в игнорировании. Например, жена спрашивает у мужа, когда он вернется домой, а муж отвечает: «Когда захочу, тогда и вернусь». То есть, он как бы говорит ей: «Мне неважен твой вопрос, твое беспокойство».
Пренебрежение или презрение выражается не только в словах, но и в голосе, жестах, мимике, позе и т.д. Это приводит к негативным отношениям между взрослыми, и к развитию патологии в отношении детей и родителей.
Пренебрежение таится и в лести или высказываниях, которые противоположны тому, что думает человек. Например, одна женщина спрашивает у другой: «как я выгляжу», а та ей отвечает с преувеличенным восхищением: «Восхитительно!». Вроде словом говорит одно, а тоном, видом и мимикой – совершенно другое.
Насмешки и иронические замечания – это еще один вид скрытого презрения к человеку. Например, работа выполняется хуже, но начальник говорит подчиненному (с сарказмом): «Я вижу, вы работаете как можете!». Или один высказывает неудачную идею, а другой ему отвечает: «Да ты гений!».
Это, конечно, не значит, что нужно отказаться от шуток или дружелюбного общения. Но главное, чтобы под этими шутками и обращениями друг к другу не таилось ни презрения, ни пренебрежения. Если начальник считает, что работа идет плохо и в этом есть доля вины подчиненного, он должен высказать свое мнение в уважительной форме, не высмеивая работника. Если муж не знает, во сколько он вернется, он может сказать, что вернется как только закончит дела и предупредит жену, если будет задерживаться. Если одна подруга считает, что новое платье не идет ее подруге, ей стоит сказать об этом прямо, без насмешливых комплиментов и пренебрежения: «Ты знаешь, я думаю, что оно не подходит тебе. Давай посмотрим еще».
Проблема пренебрежения для верующего в том, что оно мешает относиться уважительно и честно к братьям и сестрам по вере. Презрение заставляет человека считать недостойным уважения и значимости что-либо, что имеет место быть в жизни других верующих. Презрение в конце концов преграждает путь искренности и вере человека. Ведь как сказал Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Вы не войдете в Рай, пока не уверуете, и вы не уверуете, пока не возлюбите друг друга». Также в хадисе Кудси говорится: «Нет любви выше уважения». А презрение прямо противоречит уважению к чести и достоинству другого. И тогда человек тем самым открывает себе путь к погибели.
Ася Гагиева