Религия по сути должна служить цели духовно-нравственного развития человека. Как сказано в одном хадисе: «Я был послан для того, чтобы довести нравы до совершенства». На пути религиозного обогащения в багаж убеждений верующего иногда могут попадать токсичные убеждения, которые противоречат основному посылу религии и подтачивают его внутренние мир и спокойствие.
Это своеобразная «ментальная инфекция», ослабляющая иммунитет веры, любви и миролюбия верующего. Одним из таких убеждений является негативное представление о Всевышнем, согласно которому его представляют как сурового, непоследовательного, прелсдующего и жестокого карателя.
Это целый клубок верований, которые подрывают спокойствие и миролюбие верующего. Потому что отношение к другим копируется с этой модели – «раз Бог так относится к людям, значит, и я должен поступать так же». Но что говорится об отношении Всевышнего к Своим творениям? Каким Он описывается?
В Коране почти все суры начинаются с упоминания милости и милосердия Творца. О Его милосердии и заботе говорится в аятах:
«Воистину, Аллах милостив к людям» (2; 243)
«Однако Аллах милостив к мирам» (2; 251)
«Не убивайте самих себя (друг друга), ведь Аллах милостив к вам» (4; 29)
«Аллах милостив к людям, но большинство их неблагодарно» (10; 60)
«Воистину, Аллах сострадателен и милосерден к людям» (2; 143)
Многократно упоминается слово «прощающий» в отношении Творца. В аятах о прощении Им грехов говорится:
«Воистину, твой Господь прощает людей, несмотря на их несправедливость» (13; 6)
«Воистину, твой Господь прощает и милует тех, кто совершил злодеяние по незнанию, но после раскаялся и исправил содеянное» (16; 119)
«Ваш Господь лучше всех знает то, что в ваших душах. И если вы будете праведниками, то ведь Он прощает тех, кто обращается к Нему с раскаянием» (17; 25)
«Скажи Моим рабам, которые излишествовали во вред самим себе: «Не отчаивайтесь в милости Аллаха. Воистину, Аллах прощает грехи полностью, ибо Он – Прощающий, Милосердный» (39; 53)
«Он – Тот, Кто принимает покаяния Своих рабов, прощает злодеяния и знает то, что вы совершаете» (42; 25)
«Любое бедствие постигает вас лишь за то, что приобрели ваши руки, и Он прощает вам многое» (42; 30)
«Он может погубить их (корабли) за то, что они (люди) приобрели, но Он прощает многих» (42; 34)
Также упоминается множество Его прекрасных качеств, которые собраны в 99 именах Всевышнего. Среди них: милость, щедрость, бескорыстие, справедливость, снисходительность, любовь и принятие, мудрость, терпеливость, милосердие, прощение, дарение и др.
Возможно, одна из причин негативного представления о Боге – то, что часто Его образ неосознанно копируется с представления о родителях. И черты, присущие родным людям, приписываются Творцу.
Другая причина – это искаженное донесение религии, когда угроз и страха больше, чем упоминаний о милосердии и прощении. Как бы ни было, негативное представление о Всевышнем продуцирует у верующего больше страха, тревоги и беспокойства, чем мира, умиротворенности и любви к себе и к другим. Для духовно-нравственного воспитания важно преобладание последних состояний.
Ася Гагиева