От Анаса бин Малика, да будет доволен им Аллах, передается, что однажды Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, проходил мимо женщины, которая плакала над могилой. Увидев ее, он обратился к ней с наставлением:
«Бойся Аллаха и терпи!»
На что женщина, не узнавшая в нем пророка, ответила: «Оставь меня! Тебя не постигло то, что постигло меня!»
Через некоторое время ей сообщили, что она говорила с Посланником Аллаха, после чего она пошла к нему, и извиняясь призналась, что не узнала его. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ей: «Поистине, терпение (необходимо) в потрясении первом!» (Бухари, Муслим, Абу Дауд, Тирмизи, Насаи)
Очень часто после душевных потрясений нам долгое время приходится исправлять то, что было сделано «при первом шоке» - в состоянии аффекта, сильных эмоций и в результате необдуманных решений.
Говорят, что и эмоциональная и физическая боль отзываются активностью одной и той же области мозга, что говорит о том, что мозг одинаково реагирует на душевные и физические потрясения. Но природа человека устроена таким мудрым образом, что при ударе боль возникает не сразу. На некоторое время (доли секунды или несколько секунд в зависимости от силы стресса) нервная система как будто бы замирает – чтобы дать человеку опомниться и оценить ситуацию. Это короткий промежуток очень важен, потому что от решения, принятого в этот период, во многом зависит дальнейшее развитие ситуации.
Если человек примет «хорошее» решение, то он справится с последствиями с минимальными потерями. И наоборот. Исходя из этого можно сказать, что человек в зависимости от его мудрости, смекалки, глубины веры может либо прибавить себе страданий, либо сократить их.
Если это ситуации, которые нельзя изменить, но нужно пережить (например, потеря близкого человека), то здесь важно смирение и проживание боли предпочесть гневу и отчаянию. Этот короткий перерыв дается, чтобы мы нашли силы в вере, в обращении ко Всевышнему, принятию мудрого решения. В этот момент нельзя впускать в голову плохие мысли, пессимизм, отчаяние, надо оставлять душевное и ментальное пространство для надежды, оптимизма, веры в лучшее. Полезно в такое время читать некоторые дуа, взывать ко Всевышнему, чтобы Он внушил «правильные» мысли и настрой.
Одним из таких дуа являются слова, переданные Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, смысл которых в следующем: «Истинно, мы от Аллаха и к Нему наше возвращение. О Господь, замени случившееся со мной тем, что лучше».
В Коране сказано о людях, обращающихся с этими словами мольбы при несчастьях, следующее:
«Мы непременно испытаем вас незначительным страхом, голодом, потерей имущества, людей и плодов. Обрадуй же терпеливых, которые, когда их постигает беда, говорят: «Воистину, мы принадлежим Аллаху, и к Нему мы вернемся». (сура «аль Бакара», «Корова», аяты 155-156)
Эти слова помогают доверить происходящее Всевидящему, всезнающему Творцу, положиться на Него, не делая поспешных выводов, не принимая необдуманных решений и не совершая неадекватных поступков. Естественно, при встрече со стрессом всегда есть стремление принять какое-то решение относительно того как быть в дальнейшем.
Но, учитывая то влияние, которое оно затем оказывает на дальнейшее течение ситуации, лучше вообще ничего не предпринимать и не впускать никаких мыслей, чем занимать голову деструктивной идеей или пессимистическими мыслями. Тот момент, когда, как говорят некоторые духовные практики: «Прежде чем подумать, надо еще раз подумать». Иначе к неизбежным испытаниям прибавятся еще и самодельные – порожденные своими руками, мыслями и выводами.
Ася Гагиева