С именем Аллаха, Милостивого и Всемилостивого!
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Многие люди обделены двумя благами: здоровьем и свободным временем». Толкователи этого хадиса утверждают, что имеется ввиду неумение распоряжаться грамотно и тем и другим. Распоряжаться временем и здоровьем так, чтобы это было полезно, продуктивно и… приятно. По тому как человек использует свое время, можно многое сказать о нем. Некоторые психологи и вправду порой прибегают к этому методу, чтобы проверить свои гипотезы относительно клиента. Но где же то самое «правильное расписание», следование которому облегчило бы и улучшило бы жизнь?
Есть такая притча о том, как следует использовать время. Рассказывают, что один мудрец взял пустой кувшин и наполнил его доверху, забив его небольшими камнями. А затем он собрал учеников и спросил у них, полон ли его кувшин. Ученики ответили положительно. Затем мудрец взял банку с горохом и высыпал его в кувшин. Горох занял свободное место между камнями, а затем мудрец повторил свой вопрос: «Полон ли мой кувшин?» Ученики согласились, что полон. Затем учитель взял коробку с песком и высыпал его в кувшин. Песок просочился сквозь горох и камни и заполнил его. Затем мудрец снова спросил учеников, наполнен ли он. Ученики ответили, что он полон.
А затем учитель сказал им: «Я хотел, чтобы вы осознали, что кувшин – это как наша жизнь. Камни – самая главная составляющая каждой жизни. Это дети, семья, друзья, здоровье. Горох – это вещи, которые иметь приятно, но это не самое важное. Это дом, работа, машина, ценности и т.д. Песок символизирует мелочи, которых полно в жизни любого человека. И если заполнить жизнь песком, то есть пустяками, то не останется времени на самое главное…»
Помимо тех, кто увлечен удовольствиями и пустяками, есть другая категория, впадающая в крайности, - те, кто забивает жизнь только «камнями». К ним можно отнести людей, которые стремятся к совершению непосильного для них поклонения.
Сообщается, что Абдуллах бин Амр бин аль-Ас, да будет доволен ими Аллах, сказал: «(Однажды) Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал мне: «О, Абдуллах, мне сообщили, что ты постишься днем и молишься по ночам». Я сказал: «Да, о посланник Аллаха». Он сказал: «Не делай (так, но) постись и не соблюдай поста, молись по ночам и спи, ибо, поистине, у твоего тела есть на тебя право, и у глаза твоего есть на тебя право, и у жены твоей есть на тебя право, и у гостя твоего есть на тебя право, и, поистине, достаточно тебе будет поститься по три дня ежемесячно, ведь за каждое доброе дело воздастся тебе в десятикратном размере, и это (будет равнозначно) непрерывном посту». Однако я настаивал, а потом был наказан за это. Я сказал: «О посланник Аллаха, поистине, я чувствую в себе силу!» Он сказал: «Тогда постись, как постился пророк Аллаха Дауд, мир ему, но не больше» Я спросил: «А как постился пророк Аллаха Дауд, мир ему?» Он ответил: «Через день». А когда Абдуллах состарился, он часто говорил: «О, если бы я принял разрешение пророка, да благословит его Аллах и приветствует».
Также от Анаса ибн Малика, да будет доволен им Аллах, передается: «(Однажды) к домам жен пророка, да благословит его Аллах и приветствует, пришли трое людей, которые стали расспрашивать о том, как поклоняется Аллаху пророк, да благословит его Аллах и приветствует. Когда им рассказали об этом, они, очевидно, посчитав, что это не так уж много, сказали: «Как далеко нам до пророка, да благословит его Аллах и приветствует, которому прощены и прошлые его прегрешения, и будущие!» Потом один из них сказал: «Что касается меня, то я буду молиться каждую ночь напролет». Другой сказал: «Я стану соблюдать пост». Третий же сказал: «А я буду сторониться женщин и никогда не женюсь». (А через некоторое время к ним подошел посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, который спросил: «Так это вы говорили то-то и то-то? Клянусь Аллахом, я больше вас страшусь Аллаха и больше вас босюь Его, однако в некоторые дни я пощусь, а в другие не делаю этого, я молюсь (по ночам) и сплю, а также заключаю браки с женщинами, а тот, кто не желает (следовать) моей сунне, не имеет ко мне отношения!»
Как видно из этих хадисов, Всевышний милостив в отношении Своего создания и не принуждает его к непосильному, чрезмерному поклонению, что было показано на примере посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Ислам – это религия гармонии и умеренности.
Недавно мы были на встрече с одним из самых известных психотерапевтов современности, Ирвином Яломом. Встреча проходила в формате живого общения с аудиторией. В каждом его ответе была мудрость, искренность, правдивость, но самый запомнившийся был следующим. На вопрос «Как взять на себя ответственность за свою жизнь?», Ялом ответил следующее: «Я могу ответить на примере своей жизни. Многие годы я работал профессором Стенфордского университета, потом лет двадцать назад я ушел со штатной должности, чтобы посвятить оставшееся время тому, чем я действительно хочу заниматься. Я могу описать мой типичный день. С утра я обычно пишу. Во второй половине дня я принимаю своих пациентов. И я каждый день обязательно нахожу время для своей семьи и для своих друзей. Вот так я взял ответственность за свою жизнь, так я ее организовал и так она протекает. И вот что я отметил: мне сейчас 83 года, но я заметил, что в последние 15-20 лет моя жизнь становится все лучше. Хотя здоровье уже не прежнее, мое психологическое состояние – я бы сказал, что сейчас я более счастлив, чем был когда-либо».
От человека, добившегося популярности, выпустившего мировые бестселлеры, к которому стекаются пациенты со всего мира, ожидалось бы услышать что-то вроде постоянной усердной работы и сверхзанятости. Однако он удивил гармоничным распорядком своего времени, тем, что при такой продуктивности он находит время и для семьи и для друзей. Не каждый работяга может похвастаться этим.
Таким образом, удовлетворенность и счастье человека заключаются не в постепенном штурме тех или иных вершин, забывая при этом о простых человеческих радостях, семье, друзьях, о себе самом в конце концов. Радость человека - в умении гармонично сочетать в своей жизни и работу, и отдых, и семью, и карьеру, уединенность и единение с другими, религию и мирские дела, удовольствие и воздержание. И каждому из них – свое время.
Ася Гагиева