Сатр: условия, последствия и воспитание
Сатр требует соблюдения определенных условий, без которых оно не будет полноценным и не приведет человека к довольству Всевышнего и к совершению блага в отношении себя и другого.
Условия:
- Первое условие заключается в том, что сокрытие чужих недостатков не должно совершаться ради шантажа или манипулирования человеком.
- Сокрытие не должно служить подмогой несправедливости. В Коране Всевышний Аллах говорит: «Не скрывайте свидетельства. А у тех, кто скрывает его, сердце поражено грехом. Аллаху известно о том, что вы совершаете» (сура «аль Бакара», «Корова», аят 283) Об смысле этого аята сказано следующее: «Шариат категорически запрещает скрывать свидетельство, и если, несмотря на это, человек поступает так, то его сердце - важнейший орган в организме - поражено грехом. Это объясняется тем, что сокрытие истинного свидетельства подобно лживому свидетельству и приводит к ущемлению прав людей и нарушению взаимоотношений между ними. И если человек совершает подобный грех, то он несет ответственность за свой проступок и проступок того, кто несет материальную ответственность перед другой стороной»
- Сокрытие не должно служить дискредитации и обману. Сокрытие нельзя использовать в деле, в котором могут нарушиться чужие права. Нельзя помогать притеснителю или обманщику, укрывая его и защищая, в его злодеяниях, нарушающих его обязательства перед другими. В таком случае это будет содействие преступнику.
- Нельзя укрывать человека, который упорствует в грехе. Если человек потерял стыд и желание исправиться, если его уже не смущает ни ответственность перед людьми, ни страх перед Всевышним, и он осознанно и целенаправленно совершает запрещенные действия, тогда покрывание его дел, вредящих другим и ему самому, будет бесполезным и даже вредным. Это не значит, что о его недостатках нужно «трубить», но следует предупредить тех, кто может от него пострадать. И следует сообщить тем, кто может помочь ему исправиться и вернуться из духовного забытья.
Последствия
Покрывание, соответствующее вышеуказанным условиям, приводит к приятным последствиям как в этой, так и в следующей жизни.
- Среди них – то, что это увеличивает любовь и милосердие между людьми, увеличивает взаимопонимание. Потому что скрывая чужие недостатки, человек учится быть более терпимым и смиренным, а тот, кого «укрыли», если ему станет известно об этом, наверняка испытает чувство благодарности и признания.
- Во многих случаях укрывательство побуждало и к стыду за свои плохие дела, что заставляет человека измениться. В хадисе от Абу Дауда говорится, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «Если ты станешь выискивать недостатки людей, ты испортишь их или будешь близок к тому, чтобы испортить их». Наверняка есть и обратный эффект – когда ты скрываешь недостатки, имея возможность разгласить их, это дает человеку стимул к внутренним переменам.
- Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, однажды обращаясь к мусульманам, сказал: «О те, которые уверовали на словах, но в чьи сердца не проникла вера! Не вредите мусульманам, уличая их и выискивая их недостатки. Поистине, того, кто будет выискивать недостатки мусульман, Аллах разоблачит, а кого Аллах разоблачит, того Он унизит, даже если будет скрываться в дальней комнате своего дома». (Абу Дауд) Тот, кто разглашает чужие недостатки, сам будет подвергнут унижению. А тот, кто скрывает их, того укроет Сам Всевышний. И не только в этом мире, но и в Судный день.
Основы «сатра»
Такое качество как «сатр» достигается практикой. Но прежде практики важно определенное состояние ума. Есть такое высказывание «Что ты видишь, зависит от того, куда ты смотришь». Если воспринимать себя и людей исключительно как безнравственных, грешных и ненадежных, то как ни странно, именно это и будет «высвечиваться» при наблюдении и общении с другими людьми. Если же воспринимать себя и окружающих большей частью как позитивных и хороших, то внимание человека будет концентрироваться на том, что подтверждает его мнение о других. При таком подходе для человека чужие ошибки, которые его не касаются, будут настолько незаметными или незначительными, что ему и в голову не придет говорить о них и выдавать другим.
Другим важным основанием для сатра может быть оправдание. Некоторые поступки и черты, которые в наших глазах выглядят как негативные, с точки зрения их обладателя будут логичными и продиктованными благими намерениями. Возможно, мы и сами совершаем такое, что с нашей стороны является добром, но неприглядно и сомнительно по мнению окружающих. Понимание того, что объективным и конечным судьей человека является Его творец, также может остановить наше желание быть третьим в этом личном деле.
Третье основание сатра – примеривание на себя. Каждый импульс внимания и злорадства в отношении чужого преступления можно обратить в почву для своего роста – повернув стрелки внимания на себя. Если мы видим недостатки в других, то (чаще всего) потому что узнаем в этих поступках самих себя. И значит в этом можно получить и урок самопознания, и урок роста, проанализировав свое поведение и изменив лекала мышления. Если человек будет поступать так с собой каждый раз, когда ему захочется открыть неприглядную сторону другого, то на других у него не останется ни времени, ни сил. Как говорил один праведник: «Я слишком недоволен собой, чтобы говорить о недостатках других людей».
Ася Гагиева
Читайте также:
-
Обязательные и желательные действия малого омовения
1.Мытьё лица 1 раз.
«...Если вы собрались совершить намаз, то умойте ваши лица...» (Благородный Коран, сура «Трапеза», аят 6)
2. Мытьё рук до локтей (включая локти) 1 раз.
«...и руки до локтей...» (Благородный Коран, сура «Трапеза», аят 6)
3. Протирание (масх) ¼ части головы 1 раз.
«...протрите голову...» (Благородный Коран, сура «Трапеза», аят 6)
Передается от Мугиры радыяллаху анху, который сказал: "Поистине Пророксалляллаху алейхи ва саллям совершил вудуи протёр ¼ часть головыотлба. (Муслим, том 1, стр.134)
-
Почему Пророк (ﷺ) не советовал нам оставаться в одиночестве?
В одном из хадисов Пророка Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) сказано: «Не следует одному ночевать дома, так и нельзя пускаться в дальнюю дорогу в одиночестве».
-
Я стал охладевать к религии, пропало желание совершать намаз. Что мне делать?
В разные периоды жизни, человек может испытывать разное по силе желание, касающееся поклонения. На протяжении жизни человека, его степень привязанности к Аллаху Всевышнему, может демонстрировать изменения. Поэтому, прежде всего мы должны...
-
3 дуа о приеме пищи, которые должен знать мусульманин
Чтение дуа перед едой и после еды является сунной. Перед едой читается следующее дуа:
-
Почему женитьба обязательна для мусульманина?
Религия Ислам побуждает к созданию семьи и приказывает мусульманам оказывать помощь в создании семьи тем, кто еще не женат. Посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сам, будучи женатым, был прекрасным примером для верующих.
-
Следование Корану и сунне
Следовать Корану, а значит Исламу, возможно только следуя правовым решениям муджтахидов одного из 4-х мазхабов Приверженцев Сунны. Следование Корану путем собственного толкования аятов или чтения тафсиров может быть оправдано лишь в случае полного отсутствия доступа к знаниям. В этом положении могут быть люди, оказавшиеся в полной изоляции от внешнего мира, вследствие ареста или других причин.
-
Наставление пятницы: какой день самый лучший для салавата?
Невозможно оценить сколько сделал Пророк ﷺ, который жил в VII веке, для нас сегодняшних в XXI веке. Какое оказал на нас влияние. Что мы, в свою очередь, можем сделать для Пророка ﷺ? Как мы можем выразить ему свою любовь?
-
Слова благодарности – это тоже дуа
У каждого народа имеются свои слова благодарности, которые порой не переводятся, и буквальный смысл этих слов понимает лишь представитель того или иного народа.