Самобичевание – а стоит ли?
С именем Аллаха, Милостивого и Всемилостивого!
Здоровое, адекватное отношение к собственной персоне является важной частью искренности и постоянства как в мирских делах, так и в поклонении. Но иногда верующие, опасаясь впасть в высокомерие, либо с целью мотивации на большее религиозное, начинают заниматься самобичеванием – сознательно унижают себя, занижают свое человеческое достоинство, демонстративно отказываются от положительного признания, заявляя о своих грехах и недостатках. Как при таком отношении к себе можно хорошо относиться к другим – тоже вопрос. Но стоит ли причинять себе такие нравственные страдания, приближает ли это нас к Всевышнему, углубляет ли это нашу веру?
Заставляют меня сомневаться в этой практике некоторые хадисы, приведенные в сборниках Сахих. Потому что среди них есть такие, которые учат человека не принижению собственной значимости, а наоборот – уверенности в себе, осознанию собственных достоинств, хорошему отношению к себе даже при не совсем хорошем поведении.
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Пусть никто не говорит: «Моя душа стала скверной». Говорите: «Моя душа допустила упущение» (Бухари). Ибн Хаджар аль-Аскалани пояснил данный хадис следующим образом: «Здесь говорится, что человек должен стараться любыми способами причислять к себе благое, всеми силами отвергать свою причастность к дурному, а также разрывать любую связь с дурными людьми, даже если это всего лишь сходство в названиях». Сообщается также, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Пусть никто из вас ни в коем случае не говорит: «Я плох» («Хабусат нафси»), но пусть говорит: «Я заслуживаю порицания» («Лякъысат нафси»)» (Бухари, Ахмад, Байхаки).
Согласно толкованиям алимов, здесь имеется ввиду, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, считал нежелательным использование слов, образованных от глагола «хабуса», среди значений которого – «быть дурным, порочным», «быть злым», «быть отвратительным». Другими словами, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не призывал нас к плохому отношению к себе, он запрещал людям даже говорить о себе плохо, но вместо этого – признавать свои допущения и признавать, что они заслуживают порицания. То есть отношение к себе как к личности должно быть позитивным.
В психологии (точнее – в транзактном анализе) существует концепция четырех типов отношения к себе и миру, называемые жизненные позицией. Коснемся вкратце каждой из них.
- Я – Ок, Ты – не-Ок. Это позиция высокомерия, при которой человек уверен в своей «хорошести», но других воспринимает в негативном свете. Из этой позиции человек либо осуждает, либо стремится помочь – не потому что попросили или хочет, а чтобы еще раз доказать себе: «Я могу, а вы не очень, и потому вы нуждаетесь в моей помощи». Из этой позиции человек обвиняет других в своих проблемах, винит внешние обстоятельства в своих неудачах.
- Я – не Ок, Ты – Ок. Другими словами, «я – плохой, вы – хорошие». Они причисляют другим успехи, достоинства, возможности, которых по собственному их мнению лишены они сами. Такие люди принижают себя и возвышают других. Они считают, что ничего не могут для себя сделать, что они самые несчастные (некрасивые, безуспешные, глупые и т.п.). Но вместе с тем их отношение к другим – равно противоположное – возвышающее, доверчивое, «слепое».
- Я – не Ок, Ты – не Ок. Это депрессивная позиция. Человек не верит ни в себя, ни в других. Он плох, и окружающий мир плох. Это позиция безысходности и печали, отчаянья и неверия. Потому что человек не верит в что-либо хорошее, не признает его ни в себе, ни в окружающих людях. Из всех четырех позиций это самая тяжелая.
- Я – Ок, Ты – Ок. Человек хорошо относится к себе и к другим. Он спокоен, уверен, не вмешивается в то, что его не касается. Он верит в силы других справляться с проблемами. Он самостоятелен и признает эту самостоятельность в других. Он не осуждает других (но может сделать им напоминание), потому что знает, что у поступков есть свои цели и основания, о которых он может и не знать. Это единственно здоровая позиция, позиция взаимодействия, эффективности, выигрышных результатов и в целом выигрышной жизни. Единственная позиция, основанная (или адекватная) реальности. Это не позиция самодовольства и высокомерия, если быть внимательным, мы видим, что в этой позиции человек одинаково позитивно относится и к себе, и к другим.
Если вернуться снова к религиозному пониманию данного вопроса, сложно поверить в то что Всевышний желает нам унижения и желает, чтобы мы унижали самих себя. Мы можем совершать плохие поступки, мы можем грешить, но верится, что в сущности мы все – люди-Ок. Вспомним хотя бы хадис о том, что каждый человек рождается с духовной фитрой, единой верой в Бога. Просто под влиянием воспитания, поступков, и тех же негативных мыслей о себе, мы забываем о своей чистоте, доброте, о луче духовного света, с которым мы рождены, и с которым, верится, мы умираем.
Просто кто-то по ходу жизни дает жизнь этому лучу, позволяет ему «вырасти» до уровня духовного света, а кто-то хоронит под плитой самобичевания. Так как Ислам – это религия баланса, умеренности, то, скорее всего уважение своей личности, осознание своего человеческого достоинства и вера в позитивную основу своей сущности ближе к полноценному поклонению, искренности и успеху, нежели самоуничижение, приводящее к подавленности и расстройствам.
Неслучайно, одна из практик, совершаемых над умирающим мусульманином – это напоминание ему о его благих деяниях, чтобы у него была надежда на прощение и светлое будущее в новой жизни. И такое отношение не значит быть уверенным в своей непогрешимости, это значит имея твердую позитивную веру в себя, признавать свои погрешности и ошибки. В конце концов, поклонение и вера должны исходить из здорового сердца, а не из покалеченной оскорблениями души.
Ася Гагиева
Понравилась статья? Пожалуйста, сделайте репост на Facebook!
Читайте также:
-
Дозволено ли мусульманке жить с курящим, пьющим, не молящимся мужем?
Муж не молится, выпивает и курит, но называет себя мусульманином. Имею ли я право жить с ним (я - истинная мусульманка)? (Санкт-Петербург, Россия)
-
Редкие исторические фото Мекки
-
Как совершать намаз в автобусе, если тот едет без остановок?
Ассаламу алейкум. Я отправляюсь на автобусе в путь, который продлится два дня, как мне совершать намаз если автобус не будет останавливаться?
-
Редкая возможность увидеть Каабу без накидки
Так проходила церемония смены кисвы в 2015 году.
-
Где находится слияние двух морей, упомянутое в Священном Коране?
Некоторые ученые действительно говорили о том, что местом слияния двух морей, которые не смешиваются друг с другом, является...
-
Их мечети закрывали и заставляли есть свинину: о нелегкой судьбе мусульман в Албании
Особый интерес представляет религиозная ситуация в Албании в коммунистический период (1945-1992). Понятно, что в условиях коммунистического строя религии некомфортно, но в марте 1967 года власти Албании приняли беспрецедентное решение. Страна была официально объявлена «атеистическим государством» (для внешнего мира эта формулировка звучала так: в Албании не существует проблемы отношений между религией и государством).
-
Что такое прелюбодеяние глаз?
Аллах Всевышний говорит в Коране:«Скажи верующим женщинам, чтобы они опускали свои взоры и оберегали свои половые органы. Пусть они не выставляют напоказ своих прикрас, за исключением тех, которые видны, и пусть прикрывают своими покрывалами вырез на груди и не показывают своей красы никому, кроме своих мужей, или своих отцов, или своих свекров, или своих сыновей, или сыновей своих мужей, или своих братьев, или сыновей своих братьев, или сыновей своих сестер, или своих женщин, или невольников, которыми овладели их десницы, или слуг из числа мужчин, лишенных вожделения, или детей, которые не постигли наготы женщин; и пусть они не стучат своими ногами, давая знать об украшениях, которые они скрывают.» (ан-Нур 24/31).
-
Почему коллективный намаз лучше намаза, совершенного в одиночку?
Одним из фардов нашей религии (для мужчин) является совершение пятничного намаза в мечети с джамаатом.. Коллективный намаз имеет большое значение, это духовная близость, общее поклонение бок о бок в независимости от положения, статуса, возраста. Намаз с джамаатом – прекрасная практика в нашей религии, в котором заключены множество достоинств