Некоторые мусульмане, как простые верующие, так и некоторые наставники часто позволяют себе употребление слов, которые как бы определяя вероубеждение или поведение другого человека, в то же время несут оскорбительный оттенок. Среди них такие слова как «кяфир», «мунафик», «мушрик», «иблис» и т.д. Подобные слова используются как в отношении представителей других конфессий, так и в отношении единоверцев.
Часто получение некоторых знаний сопутствует возникновению высокомерию и пренебрежению в отношении других людей. Но как бы ни был верующий просвещен, это не отменяет важности следовать определенным правилам поведения и принципам благонравия. Как наставление верующим относительно недозволенности грубости в отношении других, в Коране сказано:
«О те, которые уверовали! Пусть одни люди не насмехаются над другими, ведь может быть, что те лучше них. И пусть одни женщины (не насмехаются) над другими женщинами, ведь может быть, что те лучше них. Не обижайте самих себя (друг друга) и не называйте друг друга оскорбительными прозвищами. Скверно называться нечестивцем после того, как уверовал. А те, которые не раскаются, окажутся беззаконниками». (сура «аль Худжурат», «Комнаты», аят 11)
Также в другом аяте говорится:
«Горе всякому хулителю и обидчику». (сура «аль Хумаза», «Хулитель», аят 1)
Согласно толкователям, «хулитель оскорбляет словом, а обидчик – делом, то есть он унижает людей и проявляет высокомерие по отношению к ним, и уже сказано об этом в слове Его: «Хулителю, разносящему сплетни». (68; 11)
Ибн Аббас сказал: «Хулитель и обидчик значит порочащий и порицающий, то есть осыпает бранью и дискредитирует кого-либо».
Ар-Раби ибн Анас сказал: «Хулитель высказывает свои упреки в лицо оппоненту, а обидчик делает это за спиной».
В любом случае нанесение оскорблений и обид другим людям, будь то мусульмане или немусульмане не является частью исламского нрава. Как мы знаем, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, будучи прекрасным примером для последователей, был благонравен как в отношении единоверцев, так и в отношении неверующих.
Из свидетельств историков и современников Посланника, да благословит его Аллах и приветствует: «Он разговаривал вежливо и никогда не употреблял в речи грубые или бранные слова и выражения. Его обаяние как личности и прекрасные манеры всегда притягивали тех, с кем он знакомился. Он всегда следовал принципам бескорыстия, справедливости, честности в общении с другими, никогда не обманывал и не нарушал своего слова».
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, также порицал подобное поведение среди последователей. Один из подобных примеров приводится в хадисе, переданном от Итбана бин Малика, которые сказал: «Встав на молитву, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, спросил: «А где же Малик бин ад-Духшум?»
Один человек сказал: «Это – лицемер, который не любит ни Аллаха, ни Его посланника». На что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не говори так! Разве ты не знаешь, что он сказал: «Нет Бога, кроме Аллаха», - стремясь к лику Аллаха? А ведь Аллах сделал запретным для Огня того, кто скажет «нет Бога кроме Аллаха», - стремясь к лику Аллаха!» (Бухари, Муслим)
Значит ли это, что можно оскорблять немусульман? Нет. Потому что это сеет вражду и ненависть, вызывает ответную агрессию и в принципе не соответствует основным исламским ценностям – ценностям высокой нравственности и добродетели. Поэтому можно сказать, что незнание определений и владение религиозными терминами делает мусульманина хорошим верующим, а благовоспитанность и нравственность. Вера может не страдать из-за отсутствия первого, но отсутствие второго – серьезный пробел как в вере, так и в практике мусульманина.
Ася Гагиева