В Коране Всевышний Аллах не раз упомянул «разумеющих», которые зрячи к знамениям Аллаха и не являются из числа беспечных. В суре «аль Бакара» («Корова») говорится: «Воистину, в сотворении небес и земли, в смене дня и ночи, в кораблях, которые плывут по морю с тем, что приносит пользу людям, в воде, которую Аллах ниспослал с неба и посредством которой Он оживил мертвую землю и расселил на ней всевозможных животных, в смене ветров, в облаке между небом и землей, заключены знамения для людей разумеющих» (аят 164) В другом аяте Всевышний похвалил размышляющих людей словами: «…Которые поминают Аллаха стоя, сидя и на боку и размышляют о сотворении небес и земли: «Господь наш! Ты не сотворил это понапрасну!» (сура «аль Имран», «Семейство Имрана», аят 191)
Для многих праведников размышление было значимой частью поклонения. Они уделяли этому время наряду с другими важными практиками, такими как намаз, пост, поминание Аллаха. Рассказывают, что один из жителей Басры, который приехал к Умм Зарр после смерти ее мужа Абу Зарра, спросил у нее о видах поклонения, которым предавался Абу Зарра. На что она ответила: «Днем он сидел в какой-нибудь части дома и размышлял».
Хасан аль-Басри приравнивал размышление к ночному бдению: «Размышление в течение часа лучше, чем поклонение в течение целой ночи».
Аль-Фудайль определял его как способ самопознания, говоря: «Размышление – зеркало, отражающее достоинства и недостатки».
Лукман говорил, что склонность к размышлению – признак того, что человек идет по пути Рая. Так, однажды, когда он сидел в одиночестве размышляя, мимо него проходил один человек и сказал ему: «Лукман! Ты подолгу сидишь один. Если бы ты сидел вместе с людьми, то тебе было бы веселее». На это Лукман ему ответил: «Воистину, продолжительное одиночество помогает дольше думать, а долгое размышление указывает на то, что человек идет по пути Рая».
Вахб ибн Мунаббих считал размышление способом познания и путем к изменениям: «Если человек долго размышляет, то он непременно познает что-то, а познав, человек непременно приступает к действиям».
Умар ибн Абд- аль-Азиз отнес размышление о благах Аллаха к благодарности и поклонению: «Размышление о милостях Аллаха – одно из лучших поклонений».
Абу Сулейман говорил: «Приучайте глаза свои к плачу, а сердца – к размышлению». И еще: «Размышление о мирской жизни закрывает сердце человека от Последней, и это – наказание для приближенных. А размышление о Последней жизни дает мудрость и оживляет сердца».
Имам аш-Шафии не раз указывал на достоинство размышления в своих трудах:
- «За помощью в словах прибегайте к молчанию, и к размышлению – за помощью в познании сути вещей».
- «Трезвый взгляд на вещи спасает от соблазнов. Решимость спасает от нерадения и раскаяния. Размышление и раздумья указывают на осторожность. Проницательность и совещание с мудрыми людьми помогают управлять нафсом и видеть все в истинном свете. Так думай же перед тем, как решиться, осматривайся перед тем, как напасть, и советуйся перед тем, как кинуться вперед».
- «Добродетелей четыре: (первая) – мудрость, которая опирается на размышление. Вторая – целомудрие, опорой которого является управление желаниями. Третья – сила, основа которой управление гневом. И четвертая – справедливость, которая основывается на равновесии сил души».
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, одобрял размышление над аятами Корана как способ поклонения. Так, в хадисе, который передается от Абу Саида аль-Худри, да будет доволен им Аллах, говорится, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Давайте своим глазам их долю поклонения». Его спросили: «О Посланник Аллаха! И какова их доля поклонения?» Он ответил: «Чтение Корана, размышление о его содержании и извлечение уроков из чудесного и необычного что в нем».
Размышление – это важная часть поклонения, потому что искренность совершаемых им богоугодных дел во многом зависит от глубины его понимания, осмысления своих действий. И в целом, способность к рефлексии, постижению сути вещей – это шаг, с которого начинаются остальные изменения. И кто-то из праведников даже считал, что когда Аллах гневается на раба, то сначала закрывает для него эту дверь – дверь размышлений. Как, например, об аяте «Я отвращу от Моих знамений тех, которые возгордились на Моей земле без всякого права на то» сказал Хасан аль Басри – что в нем имеется ввиду, что Алла закроет их сердца от размышлений.
Ася Гагиева