Правдивость: одобряемая и нежелательная
Правдивость – это основа веры, так же как лицемерие – основа неверия. Противоположная ей лживость – одно из тех качеств, которые Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, назвал несовместимыми с нравом верующего. Что такое правдивость? Это, как говорили праведники, состояние, когда внешнее соответствует внутреннему. То есть слова соответствуют делам, и убеждения – поведению. Это наиболее близкое верующему качество, потому как в одном из хадисов говорится, что однажды сподвижники спросили Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «О Посланник Аллаха, может ли верующий быть трусом?» Он сказал: «Да». Затем они спросили: «Может ли он быть скупым?» Он сказал: «Да». Тогда они спросили: «Может ли он быть лжецом?» И тогда он ответил: «Нет».
Ценность правдивости:
- Это качество Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Так, до первого откровения люди настолько доверяли ему, что называли его «ас-Садык» («правдивый») и «аль-Амин» («надежный», «честный»).
- Это путь к спасению. «Будьте правдивыми, и поистине, правдивость ведет к праведности, а праведность ведет в Рай. И человек будет говорить правду и придерживаться этого, пока не будет записан у Аллаха правдивым. И остерегайтесь лжи, ведь поистине, ложь ведет к греховному, а греховное ведет в Огонь. И человек станет лгать до тех пор, пока не будет записан у Аллаха лжецом» (Сахих аль-Бухари, Сахих аль-Муслим).
- В правдивости - ощущение спокойствия и свободы. Приверженность правде делает человека спокойным, дает ему ощущение безопасности и свободы. Потому что ему не нужно ничего опасаться, у него нет внутренних конфликтов, на которые уходят его душевные силы, он свободен и силен, оптимистичен и уверен. От аль-Хасана ибн Али, да будет доволен Аллах ими обоими, приводится следующее: «От Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, я запомнил следующее: «Оставь внушающее тебе сомнения, (и обратись) к тому, что сомнений у тебя не вызывает. Воистину, истина – это спокойствие, а ложь – это сомнение» (ат-Тирмизи, Ахмад, Ибн Хиббан).
Виды правдивости
Некоторые разделили правдивость на три вида:
- Правдивость с Аллахом, выражающаяся в искренности намерений, сохранении веры и совершении благих дел.
- Правдивость с людьми, выражающаяся в том, чтобы говорить им правду и избегать лжи.
- Правдивость с собой, выражающаяся в том, чтобы познавать себя, признавать свои достоинства и недостатки, ошибки и праведные дела и заботиться о совершенствовании своего духа и развитии ума.
По Исламу ложь дозволена только в нескольких случаях, о которых упомянуто в хадисе от Асмы бинт Язид: «Ложь допустима только в трех случаях: между мужем и женой, для достижения довольства друг друга; во время войны; и ложь, с целью примирения людей» (Ахмад, Тирмизи).
Также есть случаи, когда правдивость может быть не менее вредной, чем ложь. К подобным случаям относится:
- Сплетня, когда ты рассказываешь о человеке то, что он хотел бы скрыть или не хотел бы открывать другим.
- Злословие, когда ты за спиной человека говоришь о нем то, что ему бы не понравилось, если бы он это услышал будучи при тебе. Даже если это правда.
- Раскрытие своих грехов, когда скрытый Аллахом грех человек выставляет напоказ, гордится им и не скрывает его от других.
- Говорить о своем подаянии, благих делах, одолжениях, потому что 1. «тайная милостыня предпочтительней явной», 2. этим можно публично унизить человека, которому ты помог, 3. это может привести к показухе, 4. это умаляет воздаяние за совершенное благодеяние.
В остальных случаях правдивость относится к числу благородных черт, высокоценимых с точки зрения исламской этики. Как сказал об этом один из имамов: «Правдивость – величайшее состояние, которое дает начало всему остальному в жизни прокладывающего свой путь к Богу. С нее начинается прямой путь, а не ступившего на него ждет неминуемая погибель. Она отличает лицемера от верующего, и обитателя огня от обитателей рая. Правдивость – есть меч Аллаха на Его Земле: с чем бы ни столкнулся, он разобьет его, какая бы ложь ему ни противостояла, она окажется уничтожена и повержена. Вооружившийся правдивостью станет непобедимым, говорящий ею непременно превзойдет противника. Это самая суть деяний и источник духовного состояния, позволяющий смело встретить опасность, и дверь к познанию Единственного обладателя Могущества. Это – основа Ислама, главная опора уверенности, и ступень, следующая за ступенью пророчества».
Ася Гагиева
Читайте также:
-
О запретности временного брака
Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах!) говорил: «Во время появления Ислама были временные браки. Когда человек приезжал в чужую местность, он заключал брак с местной женщиной на время, пока он находился там. Эта женщина оберегала его имущество и выполняла свои обязанности. Это продолжалось до тех пор, пока не был ниспослан следующий аят: «Они оберегают свои половые органы от всех, кроме своих жен или невольниц, которыми овладели их десницы, за что они не заслуживают порицания» (Сура «Аль-Муминун»: 6). (После ниспослания этого аята временные браки были запрещены.)
-
Ар-Рази: теолог, врач, философ и химик
Учёный-энциклопедист, врач, алхимик и философ Абу Бакр Мухаммад ибн Закария Ар-Рази родился приблизительно в 865 году в городе Рей, являвшимся в то время одним из научно культурных центров, который расположен недалеко от Тегерана (Иран). Получив начальное образование от своего отца, который также обладал немалыми знаниями, Ар-Рази отправился в странствие по таким городам как Хорезм, Самарканд, Ходжент, Газна для получения новых знаний.
-
Аяты и Хадисы
Аят является наименьшей структурной составляющей Корана и считается предписанием.
Неся в себе смысловую нагрузку часто воспринимается стихотворно, что не верно.
Изначально, аятами Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего) называл некоторые откровения из собственных проповедей. Они передавались устно и, в случае необходимости, Пророк давал пояснения к ним.
-
Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб - основатель ваххабизма
Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб– основатель религиозного и политического движения ваххабизм родился 1691 году в семье кади (мусульманского судьи) в Айяне. Отец Абдель-Ваххаб ибн Сулейман также был первым учителем исламского богословия Мухаммада. Первый брак был заключен как только ему исполнилось 12 лет.
-
Можно ли совершать намаз на голой земле?
Можно ли совершать намаз на голой земле? Есть ли такие места, в которых нельзя совершать намаз?
-
Удивительная история возникновения источника зам-зам
Исмаил своей пяткой оставил след на земле, и оттуда пробилась вода. Хаджар очень обрадовалась, увидев воду. Она с сыном попили воды, спаслись от жажды и голода. Это была вода зам-зам, с каким пожеланием ее выпьешь, то и сбудется. Хаджар хотела набрать в сосуд немножко воды, но Джибрил сказал, что в этом нет нужды, что вода будет течь постоянно, никогда не перестанет. Хаджар собрала камни и расставила вокруг источника, чтобы вода зря не вытекала.
-
10 благодеяний, которые можно совершить за одну минуту
Старайтесь не упускать даже одной минуты своего драгоценного времени без поклонения, чтобы не прошла мимо вас щедрая награда от Аллаха.
-
Почему порой верующие перестают чувствовать трепет при совершении намаза и как это исправить?
Сложно всегда быть сконцентрированным, духовно настроенным в течение дня. И причина этого – излишнее беспокойство о мирском и лень, которая приводит к спеху из-за того, что порой не удаётся своевременно побороть её...