С именем Аллаха, Милостивого и Всемилостивого!
Многие вещи нашей жизни мы воспринимаем как нечто само собой разумеющееся. Солнце, восходящее каждое утро, дожди, питающие землю, еду, которая у нас есть на каждый день и т.д. За всем этим мы редко видим проявление милости Всевышнего к нам.
Ведь если бы не Его милость к нам, могло быть совершенно иначе… Видя страдания и голод людей, живущих в условиях постоянной засухи или услышав о тех, кто весь год «любуется» зимой или о тех, кто лишен многих благ, которыми наделены мы, - только тогда начинаешь задумываться о том, что могло быть иначе…
Но материальные блага – только часть милости Аллаха. Сколько духовных душевных благ и радостей нам ниспослано, которых мы опять же не замечаем, и следовательно не ценим. Одно из них – отправление Всевышним с целью донесения истинной религии Своего избранника – пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует.
Всевышний Аллах сказал в Коране: «Мы отправили тебя только в качестве милости к мирам» (сура «аль Анбия», «Пророки», аят 107).
Эти слова подтверждают то, что Ислам основан на милости к людям и Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, был послан не иначе как благословением и радостью для миров.
В другом аяте сказано:
«К вам явился Посланник из вашей среды. Тяжко для него то, что вы страдаете. Он старается для вас. Он сострадателен и милосерден к верующим» (сура «ат Тауба», «Покаяние», аят 128).
Жизнь Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, была воплощением этих слов. Так как он был милосерден даже к тем, кто его изгонял и притеснял. Вместо мести и проклятий он просил Аллах помиловать их и простить им их невежество и жестокость.
Таковыми были и его сподвижники. Например, Абу Бакр ас-Сиддык потратил все свое богатство на то, чтобы выкупать рабов, принявших Ислам, от их жестоких хозяев. Он выкупал их и отпускал на волю.
И когда кто-то спросил Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, о том, что такое милосердие, он ответил, что это проявление милости не только к своей семье и друзьям, но и к другим людям, знакомым и не знакомым.
Благодаря ниспосланию Ислама многие жестокие обычаи прежних лет были отменены. Коран и Сунна аннулировали многие проявления невежества и жестокости, имевшие место быть в ранее немусульманских обществах. Один из них – закапывание девочек живьем, распространенное среди арабов до принятия Ислама.
Отношение к детям – это также отдельный вопрос, так как у арабов не было принято ласкать своих детей.
Однажды внуки Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, играли позади него, в то время как он склонился к суджуде. И боясь толкнуть их, если он встанет, он продлил свой суджуд. Такое отношение было у Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, не только к своим детям. Передается от Абу Катады аль-Хариса ибн Рибъи, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал:
«Поистине, становясь на молитву, я хочу проводить её долго, но когда слышу плач ребёнка, то сокращаю её, не желая доставлять затруднения его матери» (Бухари) Когда увидев его на улице, к нему бросались дети, Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, встречал их теплой улыбкой и открытыми объятиями. Он учил, что детей надо воспитывать в атмосфере любви и доброты, оберегая их от лжи, жестокости, негатива. Одно из его высказываний: «Тот, кто не милует, не будет помилован» (Бухари).
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, защищал слабых и обделенных. Он никогда не поднимал руку на женщин, был терпелив в отношении нравов своих жен и призывал мужчин быть снисходительными и справедливыми к ним. Одно из его завещаний: «Я запрещаю ущемлять права двух слабых: сироты и женщины».
В Исламе особое место в ряду благодеяний занимает забота о сиротах. Посланник Аллах, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Опекающий сироту из числа его родственников или посторонних ему людей будет в Раю столь же близок ко мне, как два этих». Передав этот хадис, Малик ибн Анас сделал знак указательным и средним пальцами.
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, запрещал ущемлять права немусульман. Их жизнь, имущество были неприкосновенны, наказание за покушение на их права было таким же как наказание за покушение на права мусульманина.
Он был милостив к верующим и неверующим, за исключением тех, кто сражался с ним на поле боя. И по сей день отпечатки его добрых поступков, его мудрые речи и история его жизни вдохновляют на совершение духовных подвигов и воспитание высокой нравственности. След милости, оказанной Всевышним 14 веков назад, не остыл по сей день…
Ася Гагиева