С именем Аллаха, Милостивого и Всемилостивого!
Иногда, не дождавшись ответа на свою мольбу, мы воспринимаем это как признак неблагосклонности Всевышнего к нам. И ошибаемся… Наблюдая за последствиями исполнения своих или чужих желаний убеждаешься в том, что иногда высшая милость Всевышнего заключается не в том, чтобы дать нам то, что мы просим, а наоборот – удержать это. Потому что как сказано в Коране: «И быть может, вы любите то, что является злом для вас. Аллах знает, а вы не знаете» (сура «аль Бакара», «Корова», аят 216).
Так, примечательна история одного из сподвижников, с именем которого некоторые толкователи связывают ниспослание нескольких аятов суры «ат Тауба»:
«Среди них есть такие, которые обещали Аллаху: «Если Он одарит нас из Своих щедрот, то мы непременно станем раздавать милостыню и будем одними из праведников .Когда же Он одарил их из Своих щедрот, они стали скупиться и отвернулись с отвращением. Он наказал их, вселив в их сердца лицемерие до того дня, когда они встретятся с Ним, за то, что они нарушили данное Аллаху обещание, и за то, что они лгали. Разве они не знали, что Аллаху известны их секреты и тайные беседы и что Аллах является Ведающим сокровенное?»
Как говорится в одном из тафсиров: «Эти аяты были ниспосланы о лицемере по имени Салаба. Он пришел к Пророку Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует, и попросил его помолиться за него Аллаху. Он сказал, что если Аллах одарит Его по Своей щедрости, то он непременно станет раздавать пожертвования, поддерживать родственные связи и помогать тем, кто отстаивает свои права. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, помолился за него, после чего его стадо овец стало стремительно расти. Оно стало настолько многочисленным, что ему пришлось пасти свой скот за пределами Медины, и тогда он перестал посещать все обязательные намазы. Затем он поселился вдали от людей и стал появляться только на пятничных намазах. Позднее его стадо стало еще больше, и он вообще перестал совершать групповые и пятничные намазы.
Однажды Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, заметил его отсутствие, и ему рассказали о случившемся. Отправляя сборщиков собирать закят, он велел им зайти к Салабе. Когда они явились к нему, он сказал: «Да это же налог! Это же похоже на налог!» Он отказался выплатить закят, и сборщики закята рассказали об этом Пророку, да благословит его Аллах и приветствует. Тогда трижды произнес: «Горе Салабе!» Когда были ниспосланы эти аяты, один из родственников Салабы рассказал ему об этом.
Тогда он принес пожертвования Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, однако тот отказался принять их. После смерти Пророка, он пытался отдать пожертвования Абу Бакру, но тот также отказался принять их. После кончины Абу Бакра он пытался отдать их Умару, но тот тоже отказался принять их. Говорят, он до конца жизни не мог выплатить закят и скончался во времена правления Усмана».
Очевидно, что желание Салябы стало проклятьем для него. Всевышний ответил на его дуа, но принесло ли это ему радость и облегчение в обоих мирах? Наверняка, богатство принесло ему некоторое облегчение, но в целом… Подобные ситуации не редкость. Люди в большинстве стремятся исправить «внешний вид», чем поработать над внутренним миром. Например, погоня за внешними благами часто диктуется внутренними проблемами: неуверенностью в себе, низкой самооценкой, желанием влияния и т.д. Так, один внутренний комплекс или травма подобно гидре может породить десятки внешних проблем: в отношениях, на работе, в учебе, в семье и т.д.
И развязав один корневой узел, можно избавиться от целого клубка порожденных им неприятностей. Психоаналитик с многолетним опытом, доктор философии Джеймс Холлис в одной из книг писал: «Не следует забывать древнюю мудрость: остерегайтесь получить то, чего вы хотите. Этому мудрому совету следует глубинная психология: мы могли бы получить лишь то, что хочет наш комплекс, наша непрожитая жизнь. И тогда сформированные на такой порочной основе отношения могут стать лишь сценой для отыгрывания этого трагического сценария, с которым тайно они связаны».
Есть желания, которые приводят к благу – они не нуждаются в «досмотре». А есть сомнительные или запретные желания, которые часто исходят от наших травм, боли, детских или «взрослых» ран и комплексов. Вот они как раз и делают человека рабом и побуждают его к сомнительным и недолговечным достижениям. Как говорится в суре «аль Исра» («Ночной перенос»), «человек молит о зле подобно тому, как молит о добре» (аят 11).
Именно поэтому неисполнение некоторых наших желаний, не-ответ на некоторые наши дуа – это проявление милости Всевышнего, Его заботы о нас, Его бесконечного сострадания. Это не деспот и тиран, желающий нам зла - возможно, именно так шайтан или нафс «объясняют» причину наших неотвеченных дуа. Наш Господь сострадателен и милосерден к людям» (Коран, 2:143) и «жалеет Своих рабов больше, чем (мать жалеет) своего ребенка» (аль-Бухари, Муслим)
«Несбывшееся» дуа не признак ее отвержения. Всевышний слышит каждую мольбу и засчитывает ее. Просто Он отвечает на них в разных формах. Как сказано в хадисе: «Человек, обратившийся с мольбой к Аллаху, получит одно из трех: или ему сразу будет дано то, что он хочет, или из-за этой молитвы ему будет прощен грех, или же он получит вознаграждение за дуа в будущей жизни». Поэтому если на наши мольбы не получен ответ, это не значит, что они не услышаны или мы отвергнуты – скорее всего, Всевышний готовит для нас нечто лучшее, чем мы ожидаем от Него.
Ася Гагиева