С именем Аллаха, Милостивого и Всемилостивого!
Каждодневные стрессы, социальные потрясения, экономические перемены и другие факторы провоцируют человека на потерю веры и отчаяние. В таких ситуациях важно, во что верит человек. Если он полагается на что-либо, что подвержено изменению, то соответственно его настрой, состояние будут также подвергаться изменениям. Например, если человек зависим от власти, положения в обществе, то их потеря может привести его к чувству собственной никчемности. Если человек зависим от имущества, то с его уменьшением страдает и его осознание собственной ценности. Если бы такие люди успели подумать, прежде чем дать волю эмоциям, они бы поняли, что по факту – это всего лишь внешние условия, которые не отражают сути человека и не имеют прямой связи с его возможностью быть счастливым, довольным, успешным.
Вспомним Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, - он подвергался различным испытаниям, гонениям, оскорблениям, его отвергали, его близких преследовали, пытали и убивали, он жил в бедности и пребывал в обветшалом домике. При этом он пронес через всю свою жизнь непоколебимый оптимизм, основанный на вере во Всевышнего и упование на Него. «Если бы вы уповали на Аллаха должным образом, - говорил он, - то наделил бы Он вас пропитанием подобно тому, как наделяет птиц: вылетают с утра голодными и возвращаются вечером сытыми» (Ахмад, ат-Тирмизи).
Те, кто искренне следовал примеру Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, также убеждались в том, что Аллах Всевышний не оставляет без ответа тех, кто полагается на Него. Эти истории порой воспринимаются как истории волшебных сказок – настолько невероятны происходящие события. Но - для кого-то это рассказ, в который трудно поверить, а для кого-то - реальность, в которой пребывают те, кто уповает на Всевышнего. Такова история авлия Хатима аль-Асама. Он был из числа известных алимов и праведников. Однажды ему захотелось совершить хадж, но у него не было средств ни для хаджа, ни для семьи (которые он обязан оставить на пропитание на время своего отсутствия). Он был сильно огорчен этим. И однажды его дочь застала его плачущим.
«Почему ты плачешь, отец?» - спросила она. «Приближается время для совершения хаджа, а у меня нет средств к этому», - ответил отец. «Поезжай, - предложила дочь, - Всевышний поможет тебе». «О дочь, - ответил авлия, - даже если я нашел бы средства на дорогу, то мне нечего оставить вам на пропитание». «Но Всевышний не оставит и нас, отец. Поезжай» Так, уповая только на милость Всевышнего, отец с согласия своей семьи вышел в путь. А дома оставалось пропитания только на 3 дня. Будучи пешком, он примкнул к каравану, направляющемуся в Мекку. Но как только они вышли за пределы, с главой каравана случилась беда – его ужалил скорпион. Слуги стали искать человека, который помог бы исцелить его. И среди всего каравана только Хатим мог ему помочь.
После того, как он прочел над раной аяты, азкары, рана стала заживать, и глава каравана почувствовал себя лучше. В благодарность за лечение он взял на себя все расходы Хатима: пропитание, одежду, дорогу в Мекку и обратно. Тогда Хатим обратился с мольбой к Всевышнему: «О Аллах, Ты обеспечил меня, прошу тебя, не оставь без Своего попечительства мою семью, которую я оставил с пропитанием только на 3 дня».
…Прошло три дня. Еда в дома Хатима закончилась, члены его семьи уже не могли терпеть голод. Они стали обвинять девочку в том, что она настояла на отъезде главы семейства. Девочка в ответ стала смеяться, на что те стали смотреть с удивлением: «Мы умираем от голода, а ты смеешься». Девочка спросила: «Наш отец – дающий ризк или поедающий его?» Те ответили: «Дает ризк только Всевышний, а остальные пользующиеся им».
«Так вот, - ответила им их дочь, - тот, кто поедает ризк, уехал, а тот, кто дает его, остается с нами», имея ввиду Всевышнего Аллаха. И тут в дверь постучались. Это был слуга наместника халифа, просивший воду для предводителя. Они дали ему воду, и она показалась халифу такой вкусной, что вызвала его восторг. Узнав о том, что это семья праведника, оставшаяся без пропитания, он в благодарность отдал им свой пояс с драгоценными камнями. И призвал поступить также своих последователей. Так, дом Хатима аль Асама заполнился средствами, которых им хватило бы до конца жизни.
Всевышний Аллах в Коране говорит: «Когда же ты примешь решение, то уповай на Аллаха, ведь Аллах любит уповающих» (сура «аль-Имран», «Семейство Имрана», аят 159) Уповать не значит бездельничать или быть пассивным. Рассказывают, что однажды Умар ибн аль-Хаттаб собрался в Шам. По дороге он услышал весть о вспышке чумы в одном из городов, и решил повернуть обратно. Тогда один из сподвижников, Абу Убайда, да будет доволен им Аллах, сказал: «О, Умар, ты убегаешь от предопределения Аллаха?»
Умар ибн Хаттаб воскликнул: «О, если бы кто-нибудь другой сказал эти слова, а не ты! Да, я убегаю от одного предопределения Аллаха к другому Его предопределению». И они не вошли в этот город. В другой истории сказано, что однажды из Йемена приехала группа людей без еды и продуктов. Умар ибн Хаттаб, да будет доволен им Аллах, спросил их: «Кто вы?» (То есть, кто вы такие, что ездите без продовольствия?) Они сказали: «Полагающиеся на Аллаха». Умар ибн Хаттаб возразил: «Нет, вы бездельники, потому что полагающийся на Аллаха - это тот, который бросает свои зерна, а потом надеется на Аллаха».
Таким образом, единственный, на кого может уповать верующий – это Всевышний Аллах. Единственное, на что он может уповать – это милость, всемогущество и другие атрибуты Всевышнего. И тогда он будет одним из тех, кто «не испытает страха и не будет опечален». Остальные ресурсы – исчерпаемы и переменчивы, и только Всевышний – Вечно Живой, Вечно Сущий, Всемогущий: «Уповай на Живого, Который не умирает, и прославляй Его хвалой». (сура «аль-Фуркъан», аят 58) Но упование даже на Всевышнего Аллаха требует активности от самого человека. Ведь даже птицы, которые по милости Создателя возвращаются сытыми в свои гнезда, по утрам вылетают в поисках этой пищи…
Ася Гагиева