Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, принес эту религию как облегчение и радость для искренних людей. В сводах хадисов не встретишь сообщений о том, что последователи Мухаммада (мир ему) жаловались на обременение или тяжесть Ислама, но есть сообщения, в которых говорилось о том, как Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, порицал некоторых слишком усердных мусульман, порицая их чрезмерность и призывая к балансу между поклонением и другими их делами-обязательствами.
Он порицал и тех, кто создавал препятствия в религии, усложнял ее для других. Так, однажды он попрекнул человека, ведшего молитву, в ходе которой он читал длинные суры, причиняя неудобства другим участникам молитвы (то есть затягивая молитву и задерживая этих людей). Он старался облегчать людям религиозную практику и как говорят свидетели, когда дело касалось выбора между различными религиозными практиками, он отдавал предпочтение той, которая легче в исполнении.
В своде хадисов Бухари встречается такой: «Ислам – это легкость! И не препирайтесь относительно религии, а то устанете и охладеете к ней. Направляйте же людей на правильный путь, сближайте их и радуйте». Воплощал ли он эти слова на своем примере? Да. Его отношение к сподвижникам, по свидетельствам его современников, было пронизано желанием облегчения и снисходительности при общей линии следования наказам Всевышнего.
От Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, передается, что однажды к пророку (мир ему и благословение Аллаха), пришел мужчина и сказал: «О посланник Аллаха! Я погиб!» Он спросил: «И что же погубило тебя?» Мужчина ответил: «Я вступил в половую близость со своей женой во время поста в Рамадане». Он спросил: «Можешь ли ты (в искупление) освободить раба? «Мужчина ответил: «Нет».
Тогда он спросил: «А можешь ли ты накормить шестьдесят бедняков? «Он вновь ответил: «Нет». Затем он сел, а спустя некоторое время пророку (мир ему и благословение Аллаха), принесли арак (большую корзину) с финиками, и он сказал: «Возьми это и раздай в качестве милостыни». Мужчина сказал: «Должен ли я раздать это тем, кто беднее меня? Между двумя горами Медины нет семьи, которая была бы беднее моей». Тогда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) рассмеялся так, что были видны его зубы. Затем он сказал: «Ступай и накорми свою семью» (Муслим)
В другом рассказе говорится о новообращенном бедуине, который однажды зашел в мечеть Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и стал мочиться в одном из углов построения. Увидев это, сподвижники собирались попрекать и выгнать его, но Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, останавливая их, ответил: «Оставьте его. А затем вылейте ведро воды на его мочу. И поистине, вы посланы облегчающими и не посланы усложняющими» (Бухари, Муслим)
Он запрещал чрезмерность в религии, говоря: «Не поступайте по отношению к себе сурово! Поистине, тех, кто жил до вас погубило то, что они проявляли суровость по отношению к себе» (Бухари) В другой версии сказано: «Не поступайте по отношению к себе сурово, ибо тогда и Аллах станет поступать с вами сурово!» От Абу Хурайры передаются следующие слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Поистине, религия эта легка, но если кто-нибудь из вас станет бороться с ней, она неизменно побеждает его» (Бухари)
Эти доводы приводят нас к пониманию, как щедр и милостив Всевышний, Который даруя нам неоценимые блага взамен ожидает необременительного поклонения. Большинство сложностей и препятствий в религии создают сами люди, как это было еще в присутствии Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Он предостерегал и порицал их за суровость, а сам показывал пример снисхождения и облегчения, не оступаясь при этом от ценностей Ислама. Осознавая благость этого облегчения напряжение, связанное с желанием все успеть и быть совершенным, сменяется успокоением и благодарностью Всевышнему. А религия становится не бременем, а источником сил, вдохновения, радости и добра.
Ася Гагиева