С начала осознанного исповедования Ислама у меня часто возникали и возникают вопросы, связанные с противоречивостью постулатов нашей религии и поведением мусульман в целом. Например, почему мы говорим, что Ислам благосклонно относится к знаниям, но основные научные достижения выпадают на долю немусульман? Отдельным вопросом стоит тема женского образования.
Почему мы говорим, что Ислам – религия мира, но все еще практикуем неисламские убийства чести, некоторые формы насилия в семье и в отношении других, почему мы нетерпеливы к людям с другими ценностями и верованиями?
Почему мы говорим, что в Исламе у женщины есть все права, но почему образование, возможность работать, иметь свои средства, защиту от домашних тиранов и защиту прав женщин продвигают феминистки, а не мусульмане.
Почему мусульмане жалуются на падение нравов в «кяфирских» странах, но бегут от произвола собственных «мусульманских» правителей как раз в страны немусульман, где им могут гарантировать защиту, права, справедливость?
Почему мусульманская Саудовская Аравия бомбит и угнетает братьев-мусульман Йемена, а «немусульманская» ООН взывает о помощи Йемену, Палестине и другим мусульманским странам? Конечно, мусульмане по всему миру разные, и вышеизложенное не относится ко всем, но к большей части точно.
Недавняя статья на одном из зарубежных исламских ресурсов может быть ответом на перечисленные вопросы. В ней говорится, что то, на чем до сих пор мусульмане сосредотачивают внимание – не те вопросы, которые изначально были затронуты Кораном.
Это божественное священное писание, которое мусульмане описывают как книгу, предназначенную для них, которую практиковал и по которой жил Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, никогда не описывала себя как книгу только для мусульман. Коран определяет себя как руководство для человечества:
«В месяц рамадан был ниспослан Коран - верное руководство для людей, ясные доказательства из верного руководства и различение». (2:185)
Точно так же последний посланник, Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, никогда не идентифицировал себя как посланник только для мусульман. Коран свидетельствует об этом, когда говорит:
«Мы отправили тебя только в качестве милости к мирам». (21:107)
Тем не менее, на протяжении веков мусульмане обсуждали вопросы, которые имеют отношение к мусульманам только в их ритуальных вопросах, таких как вуду (омовение) и гусль (полное омовение), правила поста, закят (благотворительные пожертвования, потраченные только на мусульман), хадж или паломничество, молитвы и т. д. В последнее время круг вопросов пополнился вопросами о хиджабе, бороде и ее длине, или длине брюк, или потреблении мусульманами только мяса халяль и т.п.
Редко можно услышать о нацеленности мусульман на решение проблем, касающихся всего человечества. Редко можно встретить мусульман, предлагающих идеи и практические программы для решения проблем, с которыми сталкивается подавляющее большинство людей на земле.
Мусульманские ученые и интеллектуалы в целом превратили Коран в книгу, которую невозможно не соблюдать, не практиковать и не жить по ее законам, а только слушать, мелодично читать и ссылаться на нее. Не об этом ли жалуется Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, Творцу в одном из аятов:
«Посланник сказал: «Господи! Мой народ забросил этот Коран». (25:30)
Первоначальное послание Корана было простым и очень ясным. Он бросил вызов существующей концепции единобожия людей и объяснил, что единство Бога может быть достигнуто только тогда, когда человечество воспринимается как одно органическое целое, и когда те, кто верит в эту идею, посвящают себя тому, чтобы освободить людей этого мира от рабства и голода. Коран призвал своих верующих к их основной задаче:
«Разве Мы не указали ему на две восходящие тропы?
Но он не стал преодолевать крутую тропу.
Откуда ты мог знать, что такое крутая тропа?
Это - освобождение раба
или кормление в голодный день
сироту из числа родственников
или приникшего к земле бедняка» (90:1-16)
Человек, как мы видим из этих строк, не может реализовать свой потенциал, если он голоден и несвободен. Таким образом, в этом - призыв последователей Ислама отождествить себя с проблемами людей и обеспечить восстановление их достоинства.
В 2017 году был проведен всемирный опрос, в котором приняли участие 31 000 человек в возрасте 18–35 лет в 186 странах. Участники определили десять самых серьезных проблем, с которыми сегодня сталкивается мир. Опрос был глобальным обзором Всемирного экономического форума. Эти проблемы были:
Изменение климата / разрушение природы (48,8%)
Крупномасштабные конфликты / войны (38,9%)
Неравенство (доход, дискриминация) (30,8%)
Бедность (29,2%)
Религиозные конфликты (23,9%)
Государственная ответственность и прозрачность / коррупция (22,7%)
Продовольственная и водная безопасность (18,2%)
Недостаток образования (15,9%)
Безопасность / охрана / благополучие (14,1%)
Отсутствие экономических возможностей и занятости (12,1%)
У мусульман есть тысячи организаций и учреждений по всему миру. Можем ли мы определить несколько из них, которые предложили некоторые аналитические или позиционные документы по любой из указанных выше проблем в глобальном или региональном контексте?
Дело не в том, что у мусульман нет ресурсов, интеллектуальных или материальных возможностей. Это потому, что мусульманская наука редко фокусируется на послании Корана в универсальном контексте. Когда ученые и интеллектуалы сосредотачиваются на второстепенных вопросах, сложно вдохновить наше молодое поколение сосредоточиться на послании Корана человечеству.
Как они могут посвятить себя деятельности, которая приводит к качественным изменениям в условиях жизни людей, если к этому нет глобального мусульманского призыва? А между тем в Коране сказано: «Вы являетесь лучшей из общин, появившейся на благо человечества, повелевая совершать одобряемое, удерживая от предосудительного и веруя в Аллаха». (3:110)
Но можем ли мы соответствовать высокому званию «наилучшей из общин», если вопросы нашего беспокойства ограничиваются только нашими общинами, узкими интересами и мы не делаем существенный вклад для решения проблем человечества в целом? Сомнительно.
Можно, конечно, оправдаться, что Ислам идеален, а мусульмане не идеальны. Но кто формирует образ этого Ислама, если не мы сами? Где остальные 6,5 миллиардов должны увидеть «настоящих» мусульман, образованных, миролюбивых, отзывчивых и сотрудничающих, любящих и заинтересованных, если не в нас самих?
Сложно поверить, что кто-то будет искать Ислам в книгах, а тем более в Священной книге, которую мы забросили сами. И речь не о ее повторении или слушании, речь о том, чтобы следовать ее высоконравственным заветам и благим посланиям, польза которых должна распространяться на все человечество, а не только на наш «узкий» круг.
Ася Гагиева