В Исламе высоко ценится знание. К нему призывают, его носителей почитают, им предназначено высокое вознаграждение. Знание считается большим благом, приближающим человека ко Всевышнему и причисляющим его к числу воинов на пути Аллаха. Достаточно вспомнить хотя бы хадис, в котором говорится, что в этом мире проклято (отдалено от Аллаха) все, кроме Самого Аллаха, поминания Его и того, что ведете к этому, а также знающего и обучающегося. Однако знание иногда может стать и причиной сожалений и потерь человека. Если в этом мире они дают влияние, власть, силу, то в следующей жизни согласно хадисам они могут стать обузой и причиной наказания человека. Какие это случаи?
• Если знания не соответствуют делам
Умар ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, сказал: «Поистине, больше всех вселяет в меня страх за общину сведущий в знаниях лицемер». Его спросили: «Как сведущий в знаниях может быть лицемером?» И он ответил: «Это тот, кто сведущ языком, но невежествен в сердце и в деяниях»
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, также гворил: «В Судный день приведут ученого мужа, и будет он брошен в адский огонь, и вырвутся наружу его внутренности, и станет он крутиться вокруг них подобно тому, как крутится осел, вращающий жернова на мельнице. Тогда станут подходить к нему обитатели адского огня и спрашивать: «Что это с тобою?», а он ответит: «Я повелевал делать добро, а сам не совершал его, я запрещал делать зло, а сам творил его».
• Если знания приобретаются для показухи, споров, авторитета
Согласно одному из хадисов, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не приобретайте знания для того, чтобы бахвалиться ими перед учеными, спорить посредством их с невежественными или для того, чтобы привлечь к себе внимание людей; а кто поступает таким образом – тот в Аду»
В хадисе от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, передается: «Тот, кто ищет знания, посредством которого жаждут познания и довольства Всевышнего Аллаха, только для того, чтобы добывать блага земной жизни, - тот не ощутит благоухания Рая в Судный день»
• Если человек скрывает знания
В хадисе сказано: «Того, кто утаивает свои знания, Аллах взнуздает уздой из Огня». В Коране также осуждаются те, кто скрывал знания ради сомнительных благ: «Вот Аллах взял завет с тех, кому было даровано Писание: «Вы обязательно будете разъяснять его людям и не будете скрывать его». Но они бросили его за спины и продали его за ничтожную цену. Как же скверно то, что они приобретают!» (сура «алю Имран», «Семейство Имрана», аят 187)
В одном из хадисов передается: «Ученые мужи этой общины – двух видов. Одному из них Всевышний даровал знания, а он щедро раздавал их людям. Он не жадничал и не продавал знания, назначая им цену. Этого ученого мужа благословляют птицы, небеса, морские и земные животные, ангелы-хранители, что записывают дела, а в Судный день он приблизится к Аллаху как благородный предводитель, в обществе посланников. Другому из них Всевышний также даровал знания в сем мире, а он поскупился на них для рабов. Его охватила корысть, и он продавал знания, назначая им цену. Этот ученый муж будет приведен (к ответу) в Судный день, взнузданным уздой из Огня, а глашатай возвестит перед людьми: «Это – такой-то, сын такого-то. Всевышний даровал ему знания в мире, а он был скуп для рабов Аллаха. Его охватила жадность, и он продавал знания, назначая им цену». Затем его будут подвергать мучениям до тех пор, пока не окончится отчет всех людей».
Знание само по себе является благом от Всевышнего, но пренебрежение к своему намерению, использование этого блага для низменных целей губит человека, обрекая его на страдания в будущей жизни. Как говорил один из сподвижников «Стремление к благу недостаточно для его приобретения». Так же и в отношении знаний – обладания ими недостаточно для того, чтобы глубоко соприкоснуться с их благостностью.
Ася Гагиева