С именем Аллаха, Милостивого и Всемилостивого!
Всевышний Аллах сказал в Коране: «Вы являетесь лучшей из общин, появившейся на благо человечества, повелевая совершать одобряемое, удерживая от предосудительного и веруя в Аллаха».
Аль-Кальби сказал об этом аяте: «Этот аят содержит рассказ об этой умме и ее превосходстве над другими общинами, и в нем – доказательство того, что исламская умма – наилучшая из общин. И это преимущество сохраняется от начала этой уммы и до конца, хотя внутри себя она и различна. И смысл слов «появившаяся» - «показанная людям», то есть для их блага и пользы во все времена, так, что она стала особенной. А слова Всевышнего «повелевая совершать одобряемое, удерживая от предосудительного и веруя в Аллаха» (сура «Аль-Имран», «Семейство Имрана», аят 110) – продолжение, содержащее описание преимуществ этой лучшей общины. Если же она пренебрежет приказом совершать одобряемое и перестанет удерживаться от порицаемого, то лишится преимущества. Аллах сделал их лучшими из людей, потому что они велят делать одобряемое и удерживают от порицаемого и велика их польза для людей, как сказал Пророк, да благословит его Аллах и приветствует: «Лучший из людей – тот, кто приносит пользу другим, а худший – тот, кто наносит вред людям».
Для верующего неприемлемо проявление равнодушия, нейтралитета, если он видит нечто порицаемое, аморальное или противоречащее нравственности и гуманизму. Позиция равнодушия несет в себе не меньше зла, чем открыто совершаемые злодеяния. Потому что равнодушие подобно молчаливому согласию с этим злом, негласное позволение для его продолжения и развития. Равнодушие – это преступное сдерживание собственных сил для препятствования злу и укрепления добра. Сложно представить, сколько зла могут принести обществу равнодушные люди, «воздерживающиеся». Потому что благодаря их молчанию нечестие чувствует себя более раскованно. Как сказал Эдмунд Берк «Для торжества зла достаточно молчания добрых людей».
Джеймс Холлис пишет: «Нам известно, к примеру, что число людей, содействовавших злодеяниям Холокоста, было невелико. Мы также знаем, что ничтожно мало было число тех, кто открыто выступил против. Подавляющим большинством оказались безразличные, пассивные наблюдатели, испуганные и приспособившиеся, обычные люди, не выказывавшие особого интереса к тому, что выходило за рамки их понимания или ответственности, - совсем как мы с вами».
Иногда верующие говорят: «Что я могу сделать один? Что изменит мой голос? Разве я могу на что-то повлиять?» Да, один голос не перевернет мир, но если он будет звучать, он не останется незамеченным. Если к нему присоединятся тысячи таких же голосов, то изменения станут возможными. Если еще один миллион пассивных наблюдателей скажут свое слово, то изменения станут реальными. Во всяком случае нельзя забывать о своей ответственности перед Всевышним. Даже если вас не услышит Другой, то вас услышит Всевышний. От Аиши, да будет доволен ею Аллах, передается, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Аллах наказал жителей селения, где жило восемнадцать тысяч (человек), которые поступали как пророки» Его спросили: «О Посланник Аллаха, как это?» И он ответил: «Они не сердились ради Аллаха и не велели делать одобряемое, и не удерживали от предосудительного».
Равнодушие к другим, воздержание от призыва к добру и порицания зла приводит к гневу Всевышнего. Абу Дарда, да будет доволен им Аллах, сказал: «приказывайте делать одобряемое и удерживайте от предосудительного, или Аллах поставит над вами жестокого султана, который не будет уважать ваших стариков и не будет милостив к вашим младшим. И будут просить лучшие из вас, но не будет ответа на их молитвы, они будут просить помощи в победе, но не победят, будут молить о прощении, но не будет им прощения».
Распространение разврата, пропаганда разгульного, праздного образа жизни, распространение наркотиков, алкоголя, иных опьяняющих напитков, попирание прав слабых, преследование по национальному или религиозному признаку и другие злодейства происходят не только по злому умыслу их инициаторов и ведущих, но и по молчаливому согласию равнодушных, беспристрастных наблюдателей, которым «все равно, что происходит за пределами дома». Подобная нейтральная позиция – ослушание Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, который сказал: «Тот из вас, кто видит предосудительное, пусть исправит это своей рукой, если не может – то языком, если не может – то сердцем, и это – самая слабая вера», то есть самый слабый поступок верующего человека. И как сказал один из толкователей этого хадиса: «Изменение рукой – для правителей, словом – для алимов, а сердцем – для простых людей».
Всевышний Аллах говорит в Коране: «Помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности, но не помогайте друг другу в грехе и вражде». Один из способов помощи друг другу – побуждение к благочестию, облегчение пути к нему, закрытие путей зла и вражды по мере возможности».
Но что делать, если ты сам не достиг той степени алима или праведника, с которой мог бы призывать других? Однажды Анас ибн Малик, да будет доволен им Аллах, сказал нечто подобное Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Мы не велим делать одобряемое, пока не сделаем его полностью сами и не удерживаем от порицаемого, пока полностью не отстранимся от него». И Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Но приказывайте делать одобряемое, даже если вы сами еще не сделали его и удерживайте от порицаемого, даже если полностью не отстранились от него».
Иногда молчание – это золото. Но иногда – преступление…
Ася Гагиева