Время от времен под давлением мирских проблем или по причине увлеченности верующий может забывать о своем предназначении с религиозной точки зрения и в целом терять ориентир – для чего ты послан и в чем суть земного путешествия.
В Коране Всевышний разъясняет и напоминает о сути мирской жизни и предназначении человека. Вспомним некоторые из этих аятов:
1. «Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне». (сура «аз-Зарият», «Рассеивающие прах», аят 56)
2. «Знайте, что мирская жизнь - всего лишь игра и потеха, украшение и похвальба между вами, а также стремление обрести побольше богатства и детей. Она подобна дождю, растения после которого восхищают земледельцев, но потом они высыхают, и ты видишь их пожелтевшими, после чего они превращаются в труху. А в Последней жизни есть тяжкие мучения и прощение от Аллаха и довольство. Мирская жизнь - всего лишь предмет обольщения». (сура «аль Хадид», «Железо», аят 20)
Как сказали толкователи: «Мирская жизнь является временным удовольствием, прельщающим тех, кто считает ее единственной жизнью и не верит в жизнь будущую. Но в сравнении с Последней жизнью она коротка и ничтожна». Поминание временности этого мира помогает человеку легче отказаться от грехов и трезво оценивать свои поступки. Это умеряет его мирской аппетит и дает пространство для духовного роста.
3. «А посредством того, что Аллах даровал тебе, стремись к Последней обители, но не забывай о своей доле в этом мире! Твори добро, подобно тому, как Аллах сотворил добро для тебя, и не стремись распространять нечестие на земле, ведь Аллах не любит распространяющих нечестие». (сура «аль Касас», «Рассказ», аят 77)
Мысли о последней жизни - ведущие, но человек не должен забывать и о мирской жизни, не должен пренебрегать своими обязанностями перед собой и другими, истощая себя религиозным усердием и забывая о других аспектах жизни.
4. «О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха должным образом и умирайте не иначе как будучи мусульманами!» (сура «алю Имран», «Семейство Имрана», аят 102)
Ибн Абу Хатим передает, что Абдулла ибн Масъуд прокомментировал этот аят: «Бойтесь Аллаха должным образом – это значит повиноваться Ему и не совершать ослушания, поминать и не забывать Его, благодарить и не совершать неверия». Относительно того, как умирает верующий передается хадис, в котором говорится: «Пусть не умрет никто из вас, кроме как думая хорошо об Аллахе Всевышнем». (Муслим)
5. «Вы являетесь лучшей из общин, появившейся на благо человечества, повелевая совершать одобряемое, удерживая от предосудительного и веруя в Аллаха». (сура «алю Имран», «Семейство Имрана», аят 110)
Принадлежность к умме обязывает мусульман оправдывать свое высокое предназначение посредством совершенствования, благонравия, терпимости, верности и других качеств и поступков, украшающих человека. Этот аят напоминает верующим об их степени перед Всевышним и необходимости соответствовать ей.
6. «Неужели вы полагали, что Мы сотворили вас ради забавы и что вы не будете возвращены к Нам?» (сура «аль Муъминун», «Верующие», аят 115)
Этот аят, напоминая о конечном исходе каждого человека – возвращения к Создателю – побуждает к рассудительности и ответственности. Поминание о неизбежности возвращения заставляет человека больше трудиться на то, чтобы это возвращение было более радостным и спокойным, чем исполненным страхом и сожалением за не очень продуктивно и полезно прожитую жизнь.
7. «Кто сотворил смерть и жизнь, чтобы испытать вас и увидеть, чьи деяния окажутся лучше. Он - Могущественный, Прощающий». (сура «аль Мульк», «Власть», аят 2)
Этот аят напоминает, что жизнь – это некое испытание, в котором оценивается качество дел, его склонность к добру или злу, и соответственно его поступкам его ожидает воздаяние по окончанию земного пути. Это аят, который коротко проясняет вопросы о цели сотворения жизни и смерти и дает подсказку, куда направить свои силы, чтобы оказаться в числе преуспевших.
Ася Гагиева