С именем Аллаха, Милостивого и Всемилостивого!
Иногда можно услышать высказывание, что верующим не нужен психолог. При этом «авторы» этих слов забывают, что верующие различны по многим критериям: по своим намерениям, состояниям, склонностям, направленностям и т.д. Многие психологи, занимающиеся вопросами религии, согласны в том, что существует два типа религиозной ориентации: внешняя и внутренняя. Или зрелая и незрелая. Раскроем подробнее образ внешне ориентированных верующих.
Внешняя (незрелая) религиозность.
Религия внешне ориентированных людей используется ими для их собственных целей. В системе этих людей она на самом деле играет второстепенную роль – скорее, как средство достичь более важных для него целей. Например, социального статуса, одобрения, поддержки своих убеждений и поступков. Люди подобной ориентации находят в религии некую пользу для себя: уверенность или утешение, контакты или средство развлечения и времяпрепровождения. Их намерения неискренни, хотя они могут об этом даже не подозревать. И наверно подобные люди были упомянуты Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в одном из своих хадисов:
«Когда в Судный день будут собраны все общины и начнётся допрос, Всевышний Аллах первыми вызовет чтеца Корана, того, кто был убит на войне на пути Аллаха, и богача. Всевышний Аллах спросит чтеца Корана: «Не учил ли Я тебя Слову Моему, ниспосланному Мною Посланнику, да благословит его Аллах и приветствует?» «Да, Господи, учил», – ответит раб Творца. «И как же ты следовал Корану, которому Я тебя научил?» – спросит снова Господь. «Я читал его днём и ночью», – ответит раб. «Ты лжёшь», – скажет ему Всевышний Аллах. И ангел, который записывал его деяния, подтвердит: «Он лжёт». И далее Всевышний скажет: «Ты читал Коран, чтобы люди говорили о тебе, что ты читаешь Коран. О тебе так и говорили. Ты читал его не ради Меня».
Затем он вызовет богача и спросит его: «Дал ли Я тебе богатство?» «Да, Господи», – признается тот. «Что же ты с ним сделал?» – последует вопрос Творца. «Я использовал его для упрочения родственных уз, раздал как садака», – будет ответ. И ему Аллах скажет: «Ты лжёшь», и ангел тоже засвидетельствует, что раб лжёт. Далее Всевышний Аллах скажет: «Ты давал садака ради того, чтобы люди говорили, что ты щедрый человек. О тебе так и говорили».
Затем пригласят человека, павшего на войне, и спросят: «За что ты сражался, за что погиб?» Он ответит: «Мой Господь, Ты повелел выйти на войну ради Тебя, поэтому я участвовал в газавате, воевал и был убит». И ему Всевышний скажет: «Ты лжёшь. Ты воевал ради того, чтобы тебя назвали героем. И ты получил это». Поведав эту историю, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Перечисленные категории людей – первые, кем растопят ад».
Внешне ориентированная религиозность – это средство, необходимое подобным людям, чтобы использовать его, но не для того, чтобы жить им. Такой человек вроде бы своими делами обращен к Богу, но при этом не отстранен от своего нафса. И поэтому для него религия – скорее, щит для нафса, а не средство его очищения.
С точки зрения психологии развития…
Внешне ориентированная религиозность – проявление общей незрелости. Как и другие защиты, используемые человеком для своего нафса, подобная религиозность подвержена риску разрушения в случае критических ситуаций. Гордон Олпорт, американский психолог, занимавшийся разработкой теории черт личности, считал, что корни внешней ориентации в религии зарождаются еще в детстве, когда у ребенка велика потребность в доверии, но отношения с семьей формируют у него тревожность, чувство неполноценности, подозрительность и недоверие.
В результате формируется личность с мощными защитными механизмами (в числе которых вскоре встает религия), которая отгорожена от мира, наполнена скрытой враждебностью и неприязнью к людям. Такая личность использует религию как средство причастности к определенному обществу и возможность обеспечения безопасности, комфорта, социального статуса. Предрассудки и догмы становятся их опорой, нетерпимость – оружием в любых конфликтах… Обманываясь внешним соблюдением религиозных обрядов, эта категория поклоняющихся по факту стремится «залечить» полученные в детстве травмы или завершить незавершенные этапы развития.
И кстати именно они чаще всего и говорят, что «верующим не нужен психолог», воспринимая обращение к специалисту как «предательство Бога». Хотя на самом деле избегая решения внутренних проблем, управляющих их поведением, мыслями и чувствами, именно это они и делают. И тогда их высказывание «верующим не нужен психолог» выглядит скорее как средство защитить их самообман, нежели как проявление искренней религиозности.
Ася Гагиева