Помощь своей умме – это не обязательно про участие в войне, конфликтах или навязывание своей религии иноверцам. Стремясь быть полезным для своего религиозного общества, мы, конечно, можем задаваться высокими целями и строить грандиозные планы. Но при этом мы часто забываем, что истинное геройство происходит не всегда на поле боя или под прицелами сотен телекамер, а может проявляться и в повседневных ситуациях и в незначительных поступках или словах. Так, если присмотреться и задуматься, мы обнаружим множество способов, которые возможно и не спасут всю умму, но как минимум облегчат или улучшат жизнь ближайшего окружения.
Поддержание веры в лучшее
От Анаса Ибн Малика, да будет доволен им Аллах, передаётся, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Нет заразы и нет тайры (усматривание дурного знака в каком-либо явлении)! Но нравится мне оптимизм!» Его спросили: «А что такое оптимизм?» И Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Доброе слово». В версии, переданной отАбуХурайры, да будет доволен им Аллах, говорится, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Нет тайры! Оптимизм – лучше неё!» Его спросили: «Посланник Аллаха, а что такое оптимизм?» И Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, ответил: «Годное слово, которое слышит один из вас (в своей душе)». (Сахих Муслим: №№ 2223-0, 2223-1, 2224).
Оптимизм как способность усмотреть потенциал в любой ситуации не влияет на события, но влияет на то, чтобы сохранять такое отношение к ним, которое побудит к позитивным переменам, улучшению ситуации. Это, конечно, не освобождает от необходимости решения проблем, но окрашивает происходящее в более «оптимальный», вдохновляющий или поддерживающий тонус цвет.
Профессионализм в своем деле
В хадисе, переданном от аль-Байхаки, говорится: «Поистине, Аллах любит, когда вы выполняете свою работу добросовестно». Верующий может быть полезен окружающим уже тем, что добросовестно, ответственно и качественно выполняет свои обязанности.
Раздача милостыни, помощь ближним
Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Делайте пожертвования!» Один из мужчин спросил его: «О Посланник Аллаха! У меня есть динар». Он сказал: «Потрать его на себя». Мужчина сказал: «У меня есть еще один динар». Он сказал: «Потрать его на своего ребенка». Мужчина сказал: «У меня есть еще один динар». Он сказал: «Потрать его на свою жену». Мужчина сказал: «У меня есть еще один динар». Он сказал: «Потрать его на своего слугу». Мужчина сказал: «У меня есть еще один динар». Он сказал: «Ты лучше знаешь, что делать с ним». (Абу Давуд, ан-Насаи).
Оказание помощи согласно хадисам желательно начинать с помощи ближним. Например, у Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, как-то спросили:«О Посланник Аллаха! Какое пожертвование является наилучшим?» И он ответил: «Пожертвование того, кто испытывает материальные затруднения. Но начинай с тех, кто находится на твоем иждивении». (Ахмад, Абу Давуд)
Все-таки в «спасении мира» нужно соблюдать последовательность, начиная оказание помощи с тех, кто ближе (семья, родственники) и далее по списку.
Напоминание
Побуждать к одобряемому и запрещать порицаемое – одно из обязательств в отношении друг друга, если у нас есть для этого возможности. Нельзя это путать с навязыванием своей морали, давлением или принуждением. Всевышний говорит в Коране: «И напоминай, ибо напоминание приносит пользу верующим» (сура «аз-Зарийат», «Рассеивающие прах», аят 55) И в другом аяте: «Наставляй же людей, если напоминание принесет пользу» (сура «аль-Аля», «Всевышний», аят 8)
Напоминание – это то, что помогает нам удерживать друг друга от несправедливости и нечестия, которое в конце концов скажется на всех. О роли этого участия в сохранении здоровья уммы говорится в хадисе, переданном со слов ан-Нуъмана ибн Башира, да будет доволен им Аллах: «Оберегающих границы Аллаха и преступающих эти границы можно уподобить людям, тянувшим жребий по стрелам, чтобы занять места на корабле, в результате чего одним досталась верхняя часть корабля, а другим – нижняя. Когда оказавшиеся внизу хотели зачерпнуть воды, им приходилось проходить через разместившихся на палубе, и тогда они сказали: «А не проделать ли нам дыру (в днище), чтобы набирать воду через нее, не беспокоя тех, кто находится наверху?» И если находящиеся на палубе предоставят их самим себе и тому, что они хотят сделать, то погибнут все. А если они схватят их за руки, то спасутся сами и спасут всех». (Бухари)
Обращение к Всевышнему с мольбами за верующих
Говорят, одна из причин ухудшения положения уммы – в совершении ее представителями множества грехов. Как сказал Умар ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах: «Мы, та умма, которая одерживает победу не из-за нашего количества или вооружения, а по причине малого количества наших грехов и большого количества грехов у наших врагов. И если наши грехи уровняются с их грехами, то они одержат победу над нами своим количеством и вооружением».
Дуа о прощении грехов мусульман, улучшении состояния уммы, сплочении сердец верующих – один из способов приближения к желаемому. Так, Умар ибн аль-Хаттаб читал такое дуа: «О Аллах, прости верующим мужчинам и женщинам, мусульманам и мусульманкам, сплоти их сердца и примири их». Также Абад ибн Саммит передает, что он слышал, как Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Кто попросит Аллаха о прощении мусульман и мусульманок, Аллах запишет тому награду равную количеству мусульман и мусульманок» А если Всевышний простит не только обращающемуся, но и всем тем, за кого он просит, то можно надеяться, что в целом положение каждого из нас и всей уммы в целом пусть ненамного, но улучшится.
В теме про «спасение» или «улучшение» целого общества нельзя не задаться вопросом: «А спас ли ты самого себя?» История многих «спасений» сводится не к тому, что один человек оказывает помощь многим, а к тому, что он в первую очередь позаботился о себе – спас себя. Как сказал один мудрец: «Спаси себя и рядом с тобой спасутся другие». Это про то, что позитивные изменения в одном человек могут инициировать изменения в тех, с кем он общается, взаимодействует. Никакое хорошее изменение не может «пройти мимо» окружающих нас людей, на коснувшись их, будь эта перемена в отношении мирского или религиозного. Это показывает насколько мы взаимозависимы и как сильно могут отражаться наши состояния и дела на положении других. Поэтому ответ на вопрос «как помочь своей умме» сводится к тому «как помочь самому себе» и можно сказать, что каждый раз, когда ты помогаешь самому себе, не нарушая границ, не касаясь запретного и сомнительного, будь то помощь себе в получении знаний, в добыче средств, материальном процветании или духовно-религиозном продвижении, столько же раз ты помогаешь и своей умме. Ин шаа Аллах!
Ася Гагиева