Ислам: где истина, а где заблуждение?


Конечно, Ислам – это не совокупность субъективных ощущений верующего, но при принятии им решений важно учитывать эти самые ощущения, взвешивая покой и тревожность сердца по поводу вариантов. Ведь сам Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, вместо тысячи фетв и наставлений сказал спрашивавшему у него о добре и зле сподвижнику: «Послушай свое сердце, даже если люди скажут. Истина – то, что внушает твоему сердцу покой, а грех – то, что шевелится в твоей душе и ты хотел бы скрыть это от людей».

К сожалению, современным верующим повезло меньше, потому что мы лишены возможности советоваться с Посланником (мир ему), задавать вопросы и иметь ясное представление о религии. Поэтому многим мусульманам приходится ориентироваться на позиции тех людей, которых они считают знающими и авторитетными и которые к тому же могут призывать к различным путям и решениям. В этом идеологическом разнообразии легко запутаться и принять ложь за истину. 

И что скрывать, не все будучи в силах отличить правду от лжи, могут следовать этим заветам, нарушая основные принципы Ислама – принципы высокой нравственности. Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, будучи посланником Аллаха, не принимал решений, основываясь только на своем мнении. Он советовался с другими мусульманами, спрашивал об их мнении, побуждал к размышлению и анализу.

И если к этому побуждал сам Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, то что можно сказать о современниках, которые слепо следуя авторитетам, могут также последовать и за чужими заблуждениями. В стремлении соответствовать религиозным требованиям важно не забывать, для чего Ислам был послан Всевышним человечеству, и тогда мусульман не смогут использовать для личных целей хорошо обученные знающие манипуляторы, жонглирующие хадисами и их интерпретациями.

Что говорит Всевышний Аллах в Коране и Его Посланник, да благословит его Аллах и приветствует?

Что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, был послан для воспитания высокой нравственности. (Бухари)

Что Всевышний желает людям добра в обоих мирах: «Аллах призывает к Обители мира и благополучия и наставляет на прямой путь тех, кого пожелает» (сура «Юнус», аят 25)

Что Он желает нам блага и посылает знамения, чтобы помочь нам: «Он  - Тот, Кто ниспосылает Своему рабу ясные знамения, чтобы вывести вас из мраков к свету. Воистину, Аллах сострадателен и милосерден к вам» (сура «аль Хадид», «Железо», аят 9)

Среди тех черт, которые любит Всевышний: богобоязненность, терпеливость, доброта, милосердие и мягкость, надежность, справедливость и другие черты высокой нравственности. Ни в одном аяте или хадисе не говорится о том, что Всевышний поощряет или вознаграждает за невежество, агрессию, ограниченность мышления, отсталость, насилие, принуждение, нетерпимость, жестокость и другие черты, которые могут быть некоторыми учеными или проповедниками преподноситься как проявление религиозности и способ угодить Всевышнему.

Результатом следования истинной религии становится благополучие людей и общества, развитие общества, повышение уровня жизни, образования, медицины и улучшение других важных сфер жизни. Потому что эта религия послана не как обуза и цепь, а как облегчение и помощь людям.

Ислам пришел как освободитель женщин, даровав им права и защиту, Ислам побуждал к практике веротерпимости и открытости, первые научные центры, университеты открывали мусульмане. Следование ценностям Ислама (а не приписанным ему людьми) помогает «оживить» аят Корана, в котором Аллах говорит об общине:

«Вы являетесь лучшей из общин, появившейся на благо человечества».

Ненависть, отсталость, агрессия и насилие, к которым призывают иные проповедники, сопровождая их определенными трактовками в пользу своих позиций, не могут служить не только на благо человечества, но и на благо отдельного человека. Но ищущие мусульмане могут поддаваться этим призывам и совершать поступки, не только противоречащие Исламу, но и очерняющие его образ. Поэтому так важно, чтобы каждый мусульманин не просто перенимал информацию, полагаясь на чужие знания и авторитет, а только пропуская их через фильтры человечности, терпимости, мудрости.

Истинный Ислам несет в себе миротворческий прогрессивный посыл, а ложный – идеи насилия, нетерпимости, дискриминации и ущемления прав других людей. И не все то, что приводится с религиозными доводами (которые можно черпать из совершенно разных источников, которые сложно проверить на достоверность), на самом деле имеет отношение к Исламу.

Ася Гагиева

Социальные комментарии Cackle