Исламская религия призывает своих последователей к терпимости и благородству по отношению к иноверцам. Положение немусульман в то время как они находились под властью мусульман показывает, что толерантность является частью исламской культуры. Многие свидетельства служат тому подтверждением. Некоторые из них мы приведем здесь.
У немусульман были свои суды, в которые не вмешивались мусульмане
На эту тему Адам Мец, швейцарский востоковед, арабист, пишет в своей книге «Мусульманский ренессанс»: «Так как Исламский закон распространялся только на мусульман, Исламское государство разрешило создание судов для приверженцев других вероисповеданий. Эти суды, насколько мы знаем, были исключительно церковными. Главы церквей действовали в роли судьи и распространили несколько судебных уставов. Их судебная должность не ограничивалась венчанием молодожёнов и определением наследственных прав, а распространялась на большинство конфликтов, возникавших между христианами. Государство не занималось такими конфликтами»
Немусульмане не преследовались за веру и не принуждались к исламу
Британский востоковед Сир Томас Арнольд писал на эту тему: «Нам ни разу не доводилось слышать о попытках принудительного обращения немусульманских меньшинств в ислам или об организованных преследованиях, направленных на уничтожение христианской религии. Если бы халифы избрали один из нижеупомянутых методов, им бы с лёгкостью удалось побороть христианство, например так, как Фердинанд Арагонский и Изабелла Кастильская изгнали ислам из Испании, как Людвиг XIV превратил протестантство во Франции в наказуемое преступление или как евреев изгнали из Англии на 350 лет [...] Одно их существование до сегодняшнего дня является веским доказательством принципиальной терпимости исламского правительства по отношению к ним»
Этьен Денье писал о христианах Исламского государства: «Они сохраняли свою религию в полной безопасности на протяжении восьми столетий мусульманского правления. Некоторые из них занимали важные должности во Дворце Кордовы».
Гюстав ле Бон в книге «Цивилизация арабов» пишет: «Успех первых завоеваний арабов мог легко вскружить им голову и привести к несправедливым действиям, как это обычно случается с завоевателями. К таким действиям относятся, прежде всего, плохое отношение к побеждённому народу, насильственное принуждение к новому вероисповеданию в целях распространения его во всём мире. [...] – арабы тщательно избегали этого [...], везде, куда они вторгались, в Сирию или Испанию, они обращались с местными народами с большой мягкостью, оставив нетронутыми их законы, учреждения, веру [...]. Никогда прежде народы не знали завоевателей с такой терпимостью или с такой мягкой религией»
Немусульманам не запрещалось делать то, что запрещается мусульманам
Тринадцатый халиф Омар Ибн Абдул Азиз (720 г. н. э.) удивлялся тому, что немусульманам дозволялось в общественном пространстве делать многое, что согласно шариату было категорически запрещено мусульманам. Поэтому поводу, отправив письмо учёному Аль-Хасану Аль-Басри, он просил о правовом совете: «Как такое возможно, что бывшие халифы позволяли немусульманам совершать в государстве запретные деяния, как например, вступать в брак с близкими родственниками, держать свиней и пить вино?» На это Аль-Хасан ответил: «Согласно Исламскому закону, их (немусульман) нужно оставить жить согласно их вере, ты же должен следовать Исламскому Закону, а не вновь придумывать его».
Из рассказа одного священника о том, как жилось христианам во времена турецкого господства: «Они (турки) разрешали всем, католикам и православным, сохранять свою религию и следовать своей совести, как им хотелось; в Константинополе и во многих других местах им разрешалось ходить в свои церкви и проводить священные ритуалы. Это полная противоположность тому, что я видел на протяжении двенадцати лет, проведённых в Испании; нам приходилось не только присутствовать на папских церемониях, но и наша жизнь и жизнь наших внуков стояли под угрозой».
Историк и копт Христ Савирас Ибн Аль-Моканна докладывал: «Санотиус, настоятель одной египетской церкви, сообщил арабскому предводителю Амру, что Египетский папа Вениамин прячется на протяжении тринадцати лет в неизвестном месте. После этого Амр распространил по всему Египту объявление, в котором говорилось: «В то место, где прячется Коптский папа Вениамин – тебе даётся клятва, защита и мир Аллаха. Возвращайся, ничего не боясь, заведуй своей церковью и заботься о своей общине». Папа Вениамин узнал о клятве и надёжности арабов и возвратился под мусульманским эскортом»
Стенвуд Кобб, автор книги «Вклад Ислама в цивилизацию» писал: «История ислама доказала нам, что мир является неотъемлемым условием для культурного прогресса. Самыми первыми завоеваниями арабов были растерзанные долгими племенными войнами территории. Под управлением арабов, осуществляющимся во имя Аллаха и Корана, был восстановлен мир во всем королевстве, простиравшимся возможно от Индии до самых границ Франции. Благодаря исламу, торговцы и учёные могли путешествовать от Самарканда до Испании. Меновая торговля принесла властителям и торговцам благосостояние, в результате чего возникла и распространилась культура. Наука, технологии и искусство повседневной жизни стали сильно развиваться. И наконец, простые люди никогда прежде не знали такой хорошей жизни».
Ася Гагиева