Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросил (людей): «Знаете ли вы, кто является неимущим?» Они ответили: «Неимущим среди нас (называют) тех, у кого нет ни денег, ни имущества».
Тогда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, неимущим из числа членов моей общины окажется тот, кто в День воскресения принесёт с собой молитвы, посты и закят, но (при этом выяснится, что) он оскорбил этого, оклеветал этого, присвоил имущество этого, пролил кровь этого и ударил этого, и тогда (что-то) из его благих дел будет отдано этому и (что-то) — этому, а если запас его благих дел иссякнет прежде чем он сумеет рассчитаться (со всеми), тогда из грехов (обиженных им) станут брать (что-то) и возлагать на него, а потом его ввергнут в ад!» (Ахмад, Муслим, ат-Тирмизи).
Когда человек нарушил право другого, в лучшем случае он извиняется за совершенное, просит прощения. Но слов сожалений не всегда достаточно. Потому что тот, чье право было нарушено, может так же «словесно» простить и сделать вид, что произошедшее забыто. Но искреннее прощение требует искреннего извинения, которое должно выражаться не только в словах…
В хадисе от Ибн Маджа, Малика и Ахмада передается, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не причиняй вред ни первым, ни в ответ другим». Если же это произошло, тот вред нужно возместить или удалить по возможности.
Вспоминается история, произошедшая с Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и одним из его сподвижников. В день битвы при Бадре Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сплачивал ряды, держа в руках веточку, и один сподвижник по имени Савад вышел немного вперед. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ткнув его в живот, причинил ему боль и сказал: «Встань в ряд, встань в ряд». Тогда тот ответил: «О Посланник Аллаха, ты причинил мне боль!». Он спросил его: «Что ты хочешь?» Сподвижник ответил: «Хочу отплатить тем же. Ты ударил меня, и я ударю тебя». Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, отдал ему эту палочку со словами: «Возьми, получи свое».
Тогда Савад ответил: «О Посланник Аллаха, ты ударил меня в живот, когда он был открыт». На это Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, поднял одежду и обнажил своё тело. Но Савад подошел к нему и поцеловал в знак уважения. Удивлённый Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросил его: «Что подвигло тебя на это, о Савад? Почему ты это сделал?» Он ответил: «О, Посланник Аллаха, ты знаешь, что нас ожидает. Я же хотел, чтобы последним моментом, связанным с этим миром, было прикосновение к тебе». Тогда Посланник Аллаха обрадовал его: «Огонь не коснётся тех, кто коснулся тела пророков». Эта история показывает, что для того, чтобы компенсировать боль, причиненную Саваду, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не ограничился извинениями или словами сожаления. Он позволил ему отплатить тем же, в равной степени.
Иногда именно такая компенсация восполняет причиненный вред. В иных случаях это может быть хоть и не равный вред, но совершение блага в отношении притесненного тобой человека. Например, как в истории, произошедшей с Абу Масъудом аль-Ансари. Он рассказывал следующее: «Я ударил моего слугу, когда услышал голос за моей спиной: «Знай, а Абу Масъуд, что Аллах имеет больше власти над вами, чем вы над ними». Я обернулся, это был Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. И я сказал: «О Посланник Аллаха, я освободил его ради Аллаха». На что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Если бы ты не сделал этого, ты был бы сожжен в аду» (Муслим).
Подобно тому как поступил Абу Масъуд, иногда нужно удалить причиненный вред моральной, материальной или какой-либо другой компенсацией, которой будет достаточно, чтобы справедливость была восстановлена. А если такой возможности нет? Ведь может быть такое, что притесненный человек недоступен или мертв. В этом случае возможно будет более полезным совершение дуа за этого человека. Например, сообщается, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, делал такое дуа: «О Аллах, кого бы из верующих ни оскорбил я, сделай это для него средством приближения к Тебе в день воскресения!».
Высокая нравственность – это не только умение прощать и побуждать к добру, но и умение просить или добиваться прощения. В Коране сказано:
«В тот день извинения (или оправдания) не помогут беззаконникам» (сура «Гафир», «Прощающий», аят 52)
Поэтому в вопросах возмещения причиненного ущерба верующий должен придерживаться наиболее гуманных, красивых и честных практик. И возможно это освободит нас от наших моральных долгов в этом и в следующем мире.
Ася Гагиева