С именем Аллаха, Милостивого и Всемилостивого!
Насколько человек свободен в своих поступках? Где границы его воли? Насколько предопределены наши судьбы? Это вопросы, которыми на протяжении веков задаются ученые, философы и… верующие. Вопросы, в которых можно запутаться и потерять нить истинного пути. Но это не значит, что на них нет ответа.
В Исламе вера в предопределение является одним из столпов имана. Она имеет четыре аспекта:
1. Знания. Мы знаем, что Всевышний обладает абсолютным знанием. Он знает все обо всем:
«У Него ключи к сокровенному, и знает о них только Он. Ему известно то, что на суше и в море. Даже лист падает только с Его ведома. Нет ни зернышка во мраках земли, ни чего-либо свежего или сухого, чего бы не было в Ясном Писании» (сура «аль-Анъам», «Скот», аят 59).
2. Запись. Мы верим, что все, что должно случиться, уже записано в Хранимой Скрижали. Аллах в Коране говорит:
«Все малое и великое уже начертано» (сура «аль Къамар», «Месяц», аят 52).
3. Воля Всевышнего. Мы верим, что все происходит по воле Всевышнего. Что случилось, случилось по Его воле. Чего не произошло, не произошло также по Его воле. И Ему все подвластно, и для Него все возможно:
«Он сказал: «Так Аллах творит, что пожелает! Когда Он принимает решение, то Ему стоит лишь сказать: «Будь!» - как это сбывается» (сура «аль Имран», «Семейство Имрана», аят 47).
4. Творение. Мы также верим, что все сотворенное сотворено по воле Всевышнего и принадлежит Ему:
«Аллах - Творец всякой вещи. Он - Попечитель и Хранитель всякой вещи. Ему принадлежат ключи небес и земли» (сура «аз-Зумар», «Толпы», аяты 62-63).
Эти четыре аспекта являются составляющими веры в Предопределение. Иными словами, все, что человек говорит, делает или от чего воздерживаются – все это записано в Хранимой Скрижали, сотворенной Им.
Помимо веры в Предопределение мы верим и в то, что Всевышний даровал человеку свободу воли, и что мы в ответе за свой выбор. Это также утверждено в Коране:
1. Всевышний учитывает наши желания:
«Если кто возжелает преходящей жизни, то Мы тотчас одарим тем, что пожелаем, и того, кого пожелаем. А потом Мы предоставим ему геенну, где он будет гореть презренным и отверженным. А если кто возлюбит Последнюю жизнь и устремится к ней надлежащим образом, будучи верующим - то его старания будут отблагодарены» (сура «аль-Исра», «Ночной перенос», аяты 18-19).
2. Всевышний дает нам повеления. Повеления не могут иметь разумного основания, если они выходят за пределы возможностей. Но Всевышний далек от несправедливости, Он не требует от человека сверх его способностей:
«Аллах не возлагает на человека сверх его возможностей» (сура «аль Бакара», «Корова», аят 286).
3. Всевышний вознаграждает и наказывает. Он вознаграждает за благие дела и наказывает за несправедливость и зло:
«Ему (человеку) достанется то, что он приобрел, и против него будет то, что он приобрел» (сура «аль Бакара», «Корова», аят 286).
Но все это не имело бы смысла, не будь у человека воли делать свой выбор, выбор между добром и злом.
4. Всевышний отправил посланников к людям:
«Мы отправили посланников, которые несли благую весть и предостерегали, дабы после пришествия посланников у людей не было никакого довода против Аллаха. Аллах - Могущественный, Мудрый» (сура «ан Ниса», «Женщины», аят 165).
Если бы люди не были свободны в принятии решений, Всевышний не посылал бы пророков и посланников с целью наставления, увещевания и предупреждения.
Мы приходим к выводу, что мы в ответе за свой выбор. Мы выбираем, что делать, и от чего воздержаться, будучи совершенно свободными в своих решениях. Начиная от выбора религии и заканчивая выбором еды и одежды. Эта свобода одновременно налагает на нас большую ответственность. Грешник не может сказать, что его грехи были предопределены, тогда как они были совершены им по свободной воле. Да, Всевышний знал, что в такое-то время и в таком-то месте этот человек поступит именно так, и позволил этому произойти, но Он не принуждал его – у человека был выбор. Однако многие стремятся переложить ответственность за себя на судьбу:
«Многобожники скажут: «Если бы Аллах пожелал, то ни мы, ни наши отцы не приобщали бы сотоварищей и не запрещали бы ничего». Таким же образом считали лжецами посланников те, кто были до них, пока они не вкусили Наше наказание» (сура «аль Анъам», «Скот», аят 146).
Таким образом, мы одновременно и свободны, и подчинены воле Всевышнего. Поскольку Всевышний сотворил наши действия и желания, согласно которым мы действуем, мы находимся под Его контролем:
«Аллах сотворил вас и то, что вы делаете» (сура «ас Саффат», «выстроившиеся в ряды», аят 96).
Но поскольку из множества вариантов мы самостоятельно выбираем то, что для нас предпочтительней, мы свободны в своих решениях. И естественно несем ответственность за эти выборы:
«Аллах воздаст каждой душе то, что она приобрела» (сура «Ибррахим», аят 51).
Ася Гагиева