Тайное садака – это одно из дел, которые возводят человека в ранг любимых Всевышним и причисляют его к одной из категорий людей, которые в судный день будут находиться в тени Арша. Согласно хадису, в котором сказано: «Есть семь категорий людей, которые получат убежище под тенью Аллаха в день Суда, когда не будет никакой другой тени, помимо Его тени. Это будут: справедливый правитель; юноша, который провел свою юность в почитании и служении Аллаху; тот, чье сердце было постоянно приковано к мечети; два любящих человека, которые возлюбили друг друга во имя Аллаха и которые встретились ради Него, а потом ради Него расстались; также тот, который был приглашен на совершение греха богатой красивой женщиной, но отказался, говоря: «Поистине, я боюсь Аллаха» и тот, кто давал милостыню в тайне, не выставляя это напоказ, так что левая рука не знала, что дает правая. И тот, чьи глаза проливаются слезой при упоминании Аллаха».
Помимо высокого вознаграждения, тайное садака обладает и другими благами и достоинствами. В числе которых…
Защита чести того, кому подают
Не застрахован тот, кому подают от того, чтобы люди не проявили к нему презрения из-за его бедности, зависти из-за того, что ему помогают, порицания – за то, что берет или клеветы и лжи – что он берет не нуждаясь. В конце концов, принимающему всегда спокойней принимать даруемое без свидетелей – так он будет обережен от возможного вреда со стороны других людей. По этой причине многие праведники и суфии отказывались от даров. Например,Аюб ас-Сахтияни говорил: «Я отказываюсь носить новую одежду из боязни, что это вызовет у соседей зависть». А Ибрахим ат-Тайми (один из передатчиков хадисов) сказал: «Меня одел в новую рубаху мой брат Хайсама. Если бы я знал, что жители (Ирака) заметят это, то не принял бы от него».
Один из ученых мусульман отказывался принимать открытые подарки, говоря: «В открытом получении – унижение знания и принижение его носителей. А я не являюсь тем, кто превозносит что-либо из мирских благ унижением и принижение его обладателей».
Защита дающего от показухи
В одном из хадисов показуха уподоблена многобожию, так как совершая благое дело напоказ, человек стремится заслужить довольство не только Аллаха. В хадисе от Шаддада ибн Ауса говорится, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Кто молится напоказ, тот совершает многобожие, кто постится напоказ, тот совершает многобожие, кто раздает милостыню напоказ, тот совершает многобожие. Воистину, Аллах сказал: «Я самый лучший дольщик для тех, кого Мне придают в компаньоны. Кто придал Мне кого-либо в сотоварищи, то воистину все его дела, большие и малые, достанутся тому, кого он Мне придал в сотоварищи. А Я не нуждаюсь в этом». В версии от Ибн Маджи сказано: «Я непричастен к этим делам, они посвящены тому, кого придали Мне в сотоварищи».
Некоторые из поклоняющихся, зная об устремлениях нафса к хорошему мнению и приукрашиванию себя перед другими, отказывались принимать дары, преподносимые открыто. Так, одному из поклоняющихся был преподнесен дар на виду у других людей, от которого он отказался. Но когда ему его принесли втайне от других, он его принял. Когда его спросили о причине, он ответил: «Ты ослушался Аллаха открыто преподнеся дар, и я не помог тебе в Его ослушании. А когда ты повиновался Ему, утаив пожертвование, я оказал тебе помощь в твоем благодеянии». Суфьян ас-Саври говорил: «Если бы я знал, что они не станут поминать о своем пожертвовании и рассказывать о нем среди людей, то я бы принял их садака».
Даже если первое намерение человека – благое, посвященное только Всевышнему, он не защищен от того, что его намерение изменится и «уклонится» в сторону поиска довольства людей.
Скрытая милостыня гасит гнев Всевышнего
В хадисе сказано: «Благодеяния защищают от дурной смерти, тайная милостыня гасит гнев Господа, а поддержание родственных связей продлевает жизнь»
В версии от ат-Табарани говорится: «Совершение благих дел спасает от дурного конца, скрытая милостыня гасит гнев Всевышнего, а поддерживание родственных связей продлевает жизнь. И всякое благое дело – подаяние. Благодеяния в земной жизни обернутся благодеяниями в Последней жизни, дурные дела в земной жизни обернутся дурными делами в жизни Последней. И первыми в Рай войдут совершавшие благие дела и помогавшие другим».
Ася Гагиева