Иногда собственные неудачи и блага людей, которые получают их с видимой стороны незаслуженно, побуждают некоторых к мыслям, что успех обусловлен уровнем наглости и хитрости человека, что нравственность – это изжиток прошлого, тормозящий преуспевание в мирской жизни. И хотя многие могут с этим согласиться, они видят только одну сторону медали. На самом деле истинно добрые люди щедро вознаграждются Аллахом как в этом, так и в следующем мире. В Коране Он говорит:
«Скажи Моим рабам, которые уверовали: «Бойтесь вашего Господа! Тем, которые совершили добро в этом мире, уготовано добро» (сура «аз-Зумар», «Толпы», аят 10)
Но важно знать и значение слова «добро». Потому что каждое общество, культура имеет свое представление о добре и зле. Как в притче. У индейца спрашивают, что такое добро и зло. И он отвечает: «Если я у соседа заберу его лодку, то это добро. Но если он заберет мою, то это зло». Однако есть общие представления, например, быть вежливым, помогать нуждающимся, быть терпеливым и проявлять заботу – расценивается как добро почти везде. Всевышний Аллах дает нам более точное определение в Коране:
«Благочестие состоит не в том, чтобы вы обращали ваши лица на восток и запад. Но благочестив тот, кто уверовал в Аллаха, в Последний день, в ангелов, в Писание, в пророков, кто раздавал имущество, несмотря на свою любовь к нему, родственникам, сиротам, бедным, путникам и просящим, расходовал его на освобождение рабов, совершал намаз, выплачивал закят, соблюдал договора после их заключения, проявлял терпение в нужде, при болезни и во время сражения. Таковы те, которые правдивы. Таковы богобоязненные» (сура «аль Бакара», «Корова», аят 177)
Согласно этому аяту добром считается боязнь перед Всевышним, поминание Его, Судного дня, а также хорошее обращение с другими причлсяется к благим делам. Передают со слов Абу Зарра, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Бойся Аллаха, где бы ты ни был, вслед за дурным делом соверши благое, которое сотрёт собой дурное, и придерживайся благонравия в отношениях с людьми» (Тирмизи) Всевышний утверждает в Коране, что Он любит творящих добро согласно их религии, тех, которые боятся Аллаха и что они будут вознаграждены ответным (но большим) добром:
«Аллах даровал им вознаграждение в этом мире и прекрасное вознаграждение в Последней жизни. Ведь Аллах любит творящих добро» (сура «аль Имран», «Семейство Имрана», аят 148) В другом аяте говорится:
«Тем, кто творил в этом мире добро, будет воздано добром. А Последняя обитель будет еще лучше. Как же прекрасна Обитель богобоязненных!» (сура «ан-Нахль», «Пчелы», аят 30)
Она предназначена для тех, кто совершает добро, может пойти на уступки, стремясь к довольству Аллаха. Всевышний дает таким людям радостную весть относительно их мирской и вечной жизни, весть об увеличении их благополучия как духовного, так и материального. Примерами такого благополучия являются пророки. Например, пророк Сулейман, которому было дано царство, власть, которых Всевышний не даровал никому кроме него. Пророк Юсуф, мир ему, который получил во владение сокровища Египта. Всевышний упоминает о благах, ниспосланных Им в отношении пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, в аяте:
«И (разве Он не) нашел тебя (о, Мухаммад) бедным и затем обогатил (дав большую семью и победы, а также удовлетворенность и терпение)?» (сура «ад-Духа», «Утро», аят 8)
Эти блага Всевышний дарует не только пророкам или праведникам предыдущих поколений – Он воздает добром за благо каждому, в любое время:
«Верующих мужчин и женщин, которые поступали праведно, Мы непременно одарим прекрасной жизнью и вознаградим за лучшее из того, что они совершали» (сура «ан-Нахль», «Пчелы», аят 97)
Но верующий в первую очередь стремится к благам следующей жизни. Примерами того были первые мусульмане, которые оставили свое имущество, семьи, родных ради религии. Вскоре Всевышний одарил их властью и богатством, но это только увеличило их благодарность Аллаху.
Всевышний увеличивает творящим добро вознаграждение за него
Всевышний говорит в Коране:
«Кто явится с добрым деянием, тот получит десятикратное воздаяние. А кто явится со злым деянием, тот получит только соответствующее воздаяние, и с ними не поступят несправедливо» (сура «аль Анъам», «Скот», аят 160)
В суре «ан-Ниса» («Женщины»): «Аллах не совершает несправедливости даже весом в пылинку, а если поступок окажется благим, то Он приумножит его и одарит от Себя великой наградой» (аят 40) Наиболее ярким проявлением щедрости Аллаха является то, что Он приумножая добрые дела, воздает за них в следующей жизни, блага которой длятся вечно.
«Тем, которые творили добро, уготовано Наилучшее (Рай), и им будет добавлено еще (они получат возможность взглянуть на Лик Аллаха). Не будет на их лицах ни праха, ни унижения. Они - обитатели Рая, в котором они пребудут вечно». (сура «Юнус», аят 20) Вечное блаженство за добрые дела в мирской жизни, обещанное Всевышним, является самым ярким показателем Его милости и щедрости к Своим рабам.
Ася Гагиева