Со слов Абу Хурайры сообщается, что посланник Аллаха (мир ему), говорил: «Каждый младенец рождается на своей основе (исламе), однако его родители делают из него иудея, христианина или огнепоклонника!» (Бухари, Муслим).
Кады Бадруддин ад-Дамамини в отношении этого хадиса сказал: «Каждый ребёнок рождается на своём естестве (фитра), готовым принимать истину. И если бы оставили его шайтаны из числа джинов и людей, не навязывая иного, то ребёнок не избрал бы ничего, помимо истины».
Кады Абу Бакр ибн аль-Араби также сказал: «Поистине, ребёнок является доверенным своим родителям (амана). Его сердце простое и ценное, словно чистый лист, который лишен всякой надписи и формы, готово принять любые изменения и все, к чему его склоняют. И если этот ребенок будет приучен к благому и взращен на этом, то будет счастливым в мире этом и в мире ином. И в его награде будут принимать участие также его родители, учителя и воспитатели.
Если же он будет приучен к злу и будет лишен внимания, то станет несчастным и погибнет, и ответственность за это ляжет как на его шею, так и на шею родителя. Если отец ребенка всячески старается уберечь его от огня мира этого, то тем более он должен прилагать все усилия, чтобы уберечь его от огня мира иного! Так пусть же он прививает ему нравственные качества, указывает на прямой путь и обучает благонравию, а также оберегает его от плохих друзей».
Это мнение знающих мусульман. А что думают об этом психологи – правда ли, что дети с детства нравственны и склонны к благонравию? Невозможно судить обо всех чертах, но проведенные с детьми эксперименты показывают, что у детей наблюдаются морально-нравственные ориентиры с детства.
Дети – справедливые судьи
Психологи Пол Блюм и Карен Винн со своими коллегами проводили различные эксперименты, чтобы выяснить, насколько развито чувство морали в детях. Для экспериментов были выбраны дети, которым еще не исполнилось и года. Суть заключалась в том, чтобы после маленького представления, показанного детям, они выбрали «хорошего» и «плохого» персонажа. Представление было следующим: актер в желтом свитере пытается открыть ящик с призом, но у него это не получается. Затем актер в красном помогает ему. Другая версия – актер в синем прыгает на ящик и мешает открыть его.
Затем детей спрашивают, кто из персонажей им понравился больше - в красном или синем и все дети указывают на красного. Представления были в разных вариантах, с разными судьями и свитеры тоже менялись (чтобы быть уверенными, что дети не выбирают хорошего и плохого исходя из цвета свитера). И судьи (маленькие дети до года) почти всегда становились на сторону тех персонажей, которые помогают, и выражали недовольство теми, кто мешает.
Развитая эмпатия
Дети проявляют эмпатию аж с восьми месяцев. Специалисты Академического колледжа Тель-Авива в 2011 году опубликовали статью, в которой описывали ранние признаки эмпатии. В экспериментах, проведенных психологами, дети участвовали вместе со своими матерями. Мать делала вид, что стукнула себя по пальцу. Что делали дети? Хмурили брови, встревоженно смотрели на людей вокруг, некоторые плакали или хныкали – в общем, дети разными способами выражали свое сочувствие и беспокойство за мать.
По мере взросления детей признаки эмпатии становятся более выраженными – от выражения сочувствия мимикой до попыток успокоить раненного человека и даже «побить» виновный предмет. Значит ли это, что милосердие, доброта и понимание других являются естественными для детей чертами?
Эмпатия - самая забытая сунна пророка Мухаммада (ﷺ)
Отсутствие расизма и разделения на «свой» и «чужой»
Разделение людей на своих и чужих приобретается ребенком по мере взросления. Дети с самых первых дней не знают никаких разделений на расы и иные категории. Они рады всем лицам, всем людям, в особенности лицу матери.
Первые признаки предпочтений появляются уже к 3 месяцам. И по словам ученых, предпочтение своей расы является надежным показателем влияния окружающей среды, поскольку его не выказывают младенцы, которые растут в окружении представителей других рас. (Й. Бар-Хайм, Т. Зив, Д. Лэми, Р. М. Одс «Природа и воспитание в условиях своей расы», 2006) Таким образом, предпочтение «своих» и связанные с этим добавочные вредные стереотипы не являются частью врожденной программы, это приобретенные черты.
Выходит, что фитра детей относится не только к вере, но и к характеру, то есть их сознание изначально не омрачено разрушительными убеждениями и привычками. Все это появляется со временем под влиянием окружающих и в ответ на их поведение. Так может в стремлении к духовным высотам нам стоит смотреть не вперед, а назад, на то, какими чистыми, открытыми и любящими мы пришли в этот мир?...
Ася Гагиева