Терпение – одно из любимых Всевышним качеств. Но на пути воспитания его человека ждут препятствия. Это те импульсы, вспышки нафса, которые подрывают основы терпения, возможность действовать обдуманно, сохраняя спокойствие и используя ресурсы (время, здоровье, возможности) грамотно, целесообразно. Итак, основные четыре «мины терпения».
• Спешка
Со слов Анаса ибн Малика, да будет доволен им Аллах, сообщается, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Спокойствие от Аллаха, а спешка от шайтана».
Спешка, как говорят ученые, была связана с шайтаном по той причине, что она является лишь легкомыслием, безрассудством и вспыльчивостью раба Аллаха. Спешка препятствует тому, чтобы удостоверяться, быть серьезным и кротким. Она становится причиной того, что та или иная вещь ставится не на свое место, порождает зло и препятствует благу. Она занимает свое место между двух порицаемых качеств, как халатность и преждевременная торопливость.
Спешка подводит к действиям, которые усугубляют ситуацию, портят положение человека, приводят его к заблуждению и к боли. Она полезна только в благих делах. Как сказал об этом один имам: «Спешка порицаема в вещах, где требуется осмотрительность, и является похвальной там, где требуется торопливость в совершении благого».
• Гнев
Гнев побуждает к действиям. И так как он «диктуется» не «мыслительной» областью мозга, то это могут быть действия неэффективные и даже вредные. В толковании истории Юнуса, мир ему, ученые говорят, что именно гнев помешал ему проявить терпение и довести миссию сразу до конца. Поэтому Всевышний испытал его большим китом, и он научился терпению, находясь внутри него. Как говорится в Коране:
«…не уподобляйся человеку в рыбе (то есть Юнусу)» (сура «аль Калам», «Тростниковое перо», аят 48)
• Отчаяние
Отчаяние подразумевает потерю веры в улучшение, пользу действий и совершения изменений. А если нет этой веры, то не нужно запасаться и терпением, которое приводит к результатам.
Якуб, мир ему, предостерегал от отчаяния своих сыновей, отправляя их на поиски пропавшего Юсуфа, мир ему: «О сыновья! Ступайте и разыщите Юсуфа и его брата, и не теряйте надежды на милость Аллаха, ибо отчаиваются в милости Аллаха только люди неверующие» (сура «Юсуф», аят 87)
Всевышний предостерегает нас от проявления слабости и отчаяния:
«Не слабейте и не печальтесь в то время как вы будете на высоте» (сура «алю Имран», «Семейство Имрана», аят 139)
«Аллах – с вами и не умалит ваших деяний» (сура «Мухаммад», аят 35)
То есть усердие не будет недооценено, а любое благое дело или даже мысль будут засчитаны и взвешены на весах. А отчаяние подрывает и веру, и решимость, и терпение на пути к цели.
• Невежество
В суре «Аль-Кахф» («Пещера») приводится история Мусы, мир ему, и Хидира, мир ему, в которой говорится, что когда Муса, мир ему, спросил у Хидира: «Могу ли я последовать за тобой, чтобы ты научил меня о прямом пути тому, чему ты обучен?», он сказал: «У тебя не хватит терпения находиться рядом со мной. Как ты сможешь терпеливо относиться к тому, что ты не объемлешь знанием?»
И действительно, не понимая смысла поступков Хидира, делая выводы о них только по внешнему облику, Мусе, мир ему, не удалось сдержать обещания и оставаться спокойным и терпеливым. Из-за чего им и пришлось расстаться в пути.
Знания дают нам возможность видеть целостную картину, в которой за тягостью следует облегчение, испытания имеют пользу и смысл, а потери – это новые приобретения. Знания помогают нам выжидать периоды тревог и трудностей, готовясь к действиям в наиболее подходящее для этого время. Это то благо, мудрость, которая несовместима с невежеством. Поэтому и невежество несовместимо с терпением.
Ася Гагиева