Благое воздаяние за поддержание родственных связей

Современный мир предоставил нам множество возможностей для поддержания родственных связей. Ученые разделили их на три вида:

  1. Поддержание связей путем обучения знаниям (передавая знания и обучаясь им)
  2. Путем материальной и иной помощи
  3. Путем звонков, визитов, посещений друг друга, общих мероприятий, семейных встреч и т.д.

В качестве определения одним из шейхов было предложено следующее: «Всеобъемлющим смыслом поддерживания родственных связей является - доставление всевозможных благ и отведение всевозможного зла по мере возможности»

О том, какое воздаяние в обоих мирах получает тот, кто поддерживает родственные связи, передается в хадисах:

Абу Айюб аль-Ансари, да будет доволен им Аллах, передавал, что однажды один бедуин сказал Пророку, да благословит его Аллах и приветствует: «Сообщи мне о том, что приблизит меня к Раю, и отдалит от Огня?». На что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Поклоняйся Аллаху, не приобщай к Нему сотоварищей, выстаивай молитвы, выплачивай закат и поддерживай родственные узы» («аль-Адабуль-Муфрад» 49).

Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, рассказывал, что однажды пришел один мужчина к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и сказал: «О, посланник Аллаха! Поистине, у меня есть родственники, с которыми я связываю родственные узы, но они разрывают их со мной. Я проявляю к ним добро, однако они причиняют мне зло. Они поступают со мной сурово (невежественно), однако я проявляю кротость и мягкость по отношению к ним». Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, если дело обстоит так, как ты сказал, это значит, что ты будто наполняешь их рты горячей золой. И не перестанет с тобой пребывать помощь от Аллаха против них до тех пор, пока ты на этом» (см.: «аль-Адабуль-Муфрад» 52).

Относительно выводов, которые можно сделать на основе этого хадиса, ученые сказали:

  1. Основой во взаимоотношении между родственниками является - совершение благодеяния (родственникам), проявление терпения (перед страданиями, возникающими со стороны кого-либо из родственника) и искание оправдания (родственникам). И не является основой во взаимоотношении между родственниками – торговля.
  2. Повиновение Аллаху является причиной помощи Аллаха, поддержке и содействию Его, (исходя из слов Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, сказавшего): «И не перестанет с тобой пребывать помощь от Аллаха…».
  3. Порывание родственных уз является причиной страданию и муке (уже) в этой мирской жизни (исходя из слов Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, сказавшего): «ты будто наполняешь их рты горячей золой», также является причиной бесчестья и сожаления в Судный День.
  4. Необходимо человеку надеяться на награду Аллаха, когда выполняет права (родственников) и совершает благодеяния родственникам и прочим. Он должен выполнять свою обязанность, которая была возложена на него (Всевышним Аллахом), и не обращать внимания (ни на что). Как тот мужчина, который выполнял свою обязанность, которая была возложена на него, и не обращал внимания (ни на что). Как придет ниже хадис, в котором было сказано: «Не считается поддерживающим родственных связей тот, кто поддерживает ее только в ответ (отвечая тем же)». Такой в действительности не является поддерживающим родственные узы, а такой требует лишь взаимности.

Поэтому человек должен совершать благодеяния родственникам и не обращать внимание на зло, которое они причиняют ему. Как сказал сподвижник, да будет доволен им Аллах:

«Поистине, у меня есть родственники, с которыми я связываю родственные узы, но они разрывают их со мной. Я проявляю к ним добро, однако они причиняют мне зло. Они поступают со мной невежественно, однако я проявляю кротость и мягкость по отношению к ним».

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Поистине, если дело обстоит так, как ты сказал, то это значит, что ты будто наполняешь их рты горячей золой. И не перестанет с тобой пребывать помощь от Аллаха против них до тех пор, пока ты на этом».

От Анаса ибн Малика, да будет доволен им Аллах, передал, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Тот, кто хочет, чтобы Аллах увеличил ему удел (ризк) и продлил его жизнь, тот пусть поддерживает родственные связи» (см.: «аль-Адабуль-Муфрад» 56).

Также сподвижник Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, Ибн Умар, да будет доволен им Аллах, сказал: «Тому, кто боится своего Господа и поддерживает родственные узы, Аллах продлит его жизнь и увеличит имущество, а также полюбят его родственники» (см.: «аль-Адабуль-Муфрад» 58).

Поддержание родственных связей – это не только совершение благодеяний в ответ на добро родственников, но также стремление оставаться в отношениях, в контакте, даже если близкие отвергают человека. Так, от Абдуллаха ибн Амра, да будет доволен ими Аллах, передано, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не считается поддерживающим родственные связи тот, кто поддерживает ее только в ответ (отвечая тем же). Однако поддерживающим родственные связи является тот, с кем разрывают родственные узы, а он все равно их связывает».

Возможно нельзя заставить себя любить родственников, заставить себя забыть их обиды, но можно постараться оставаться хотя бы на связи, давая понять, что контакт не прерван и отношения могут быть возобновлены, и прошлое пересмотрено при взаимном согласии обеих сторон. Как говорится в Коране:

«Оттолкни зло тем, что лучше, и тогда тот, с кем ты враждуешь, станет для тебя словно близкий любящий родственник» (сура «Фуссилат», «Разъяснены», аят 34)

Ася Гагиева

Социальные комментарии Cackle