С именем Аллаха, Милостивого и Всемилостивого!
Рамадан для верующих не просто месяц голодания, а месяц преодоления, духовного совершенствования. Это возможность начать новую жизнь, будучи очищенным от прежних грехов и просветленным более глубокой убежденностью, иманом. Это возможность исправить прежние ошибки и приобрести благие привычки, пересмотреть свои ценности и снова навести порядок и чистоту в сердце. Достичь подобного состояния можно соблюдением условий, делающих пост не просто голоданием, а именно актом духовного совершенствования.
Абу Хамид Мухаммад аль-Газали в книге «Возрождение религиозных наук» подразделяет пост на три степени:
Пост простых верующих – это пост живота и половых органов, пост избранных – это пост тела, а пост особо избранных – это пост сердца. «Подобный пост, – как утверждает имам аль-Газали, – нарушается при мысли о чем-то другом кроме Аллаха и Судного дня и при мысли о мирском, кроме того что используется для религии, так как оно – из припаса (на пути к блаженству) того света, а не из мирского. Обладатели (освещенных божественным светом) сердец сказали: «Если кого-то днем обеспокоит мысль о приобретении чего-нибудь для разговенья, то это будет записано ему как прегрешенье, ибо это – из маловерия в милость Аллаха и недостатка уверенности в обещанном ему пропитании».
Это – степень пророков, сиддикун и приближенных к Богу, и тебе не следует много говорить о ней, но (следует) осуществить на деле, ибо это – обращение всех своих устремлений к Аллаху, отвращение от всего, что помимо Него, и действие в соответствии со смыслом слов Всевышнего: «Скажи: «Аллах!» Потом оставь их забавляться в их ложных разговорах» (Коран, 6:91)
Достичь приближения к этой степени можно соблюдением шести условий.
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует сказал: «Взгляд – одна из стрел Иблиса, будь он проклят Аллазом, и тому, кто отведет его (от запретного) из страха перед Аллахом, дарует Он веру, сладость которой он обретет в своем сердце».
Джабир, да будет доволен им Аллах, со слов Анаса ибн Малика, да будет доволен им Аллах, рассказал, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Пять действий нарушают пост: ложь, злословие, сплетни, ложная клятва и сладострастный взгляд».
Пост языка – это удержание его от болтовни, лжи, злословия, сплетен, сквернословия, грубости, ссоры и споров с предпочтением поминания Аллаха, молчания и чтения Корана.
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, пост – это щит, и когда один из вас постится, то пусть не сквернословит и не грубит. А если кто будет бранить его или подвергать нападкам, то пусть скажет: «Я – постящийся! Я – постящийся!»
Пост слуха заключается в ограждении его от всего порицаемого. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Злословящий и слушающий – соучастники в грехе».
Слух – это одна из дверей сердца, поэтому ее следует держать закрытой от всего, что отдалит сердце от Аллаха.
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Сколько таких постящихся, которым от соблюдения поста достаются лишь голод и жажда». Некоторые ученые сказали, что к ним относятся те, кто воздерживается от разрешенной пищи и разговляется плотью людей, то есть злословит, другие сказали, что это те, кто разговляется запретным, и третьи сказали, что это те люди, которые не оберегают свои телесные органы от греха.
Цель поста – это воздержание от пищи для подавления страстей, чтобы этим укрепить сердце на пути богобоязненности и приблизить его к Всевышнему. Но этого нельзя достичь, если вечером постящийся «восполняет» дневной пост чрезмерной едой. Передается, что аль-Микдам ибн Маъдикариб, да будет доволен им Аллах, сказал: «Я слышал, как Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «Никогда не наполнял человек сосуда худшего, чем (его собственное) чрево! Достаточно сыну Адама (нескольких) кусочков пищи, благодаря которым он сможет выпрямить свою спину, а если уж неизбежно (для него есть больше, пусть) треть (его желудка будет) для еды, треть – для питья, а еще треть – для (легкости) дыхания».
И хотя внешнее соблюдение поста заключается в отказе от пищи и питья, следует помнить о его главной цели – здоровое сердце, наполненное верой. Имам аль-Газали пишет: «Сердце верующего после разговенья должно быть обращено к Аллаху и трепетать, пребывая между страхом и надеждой, ибо не знает он, будет ли принят его пост – ведь тогда он будет из числа приближенных к Аллаху, или будет возвращен ему – и тогда он будет из числа попавших под гнев (Его). И пусть он будет таким по завершении каждого поклонения».
У каждого наверно есть задачи, над решением которых он думает долгое время, или проблемы, которые не дают ему покоя, либо надежды, которые он стремится осуществить. И какими бы значительными они не казались, все-таки главной проблемой человека остаются его отношения со Всевышним, потому что «к Нему наше возвращение» и перед Ним наш отчет. Сейчас самое время вспомнить об этом, отодвинуть на соответствующее место мирские заботы и заняться уборкой души, дабы подготовить к ее к важным гостям – вере, любви и богобоязненности. И пост в этом нам будет помощником. Так пусть же Всевышний примет каждый наш день и облегчит нам стремление к благому!
Ася Гагиева
Интересная статья? Пожалуйста, сделайте репост в соц. сетях!