Следование советам или примеру Пророка (мир ему) может быть хорошим подспорьем в вопросе воспитания детей. Давайте вспомним некоторые из его «уроков».
1. Старайтесь относиться к семье как можно лучше.
В хадисе от Аиши (да будет доволен ею Аллах) говорится, что посланник Аллаха (мир ему) говорил:
«Лучший средь вас – тот, кто лучший (по отношению) к своей семье» (ат-Тирмизи).
Также в другом хадисе говорится:
«Лучший из вас тот, кто наилучшим образом обходится со своими женщинами, лучший из вас тот, кто наилучший из вас в отношении к его семье, и я лучший из вас в отношении своей семьи» (Ахмад, Тирмизи).
Также Анас ибн Малик, который был помощником Посланника на протяжении десяти лет, говорил о нем: «Я не видел человека, который относился бы к своей семье так трепетно, как Мухаммад» (Муслим).
2. Играйте с детьми.
Игра – это не только способ улучшить свое настроение, но и способ наладить с ребенком доверительные отношения. Это то, что сближает взрослых и детей. Пророк (мир ему) играл с детьми. Например, в одном хадисе говорится:
«Люди вышли с Пророком (мир ему) и (увидели, что) Хусейн играл на улице. Пророк (мир ему) вышел вперед и простер руки, а Хусейн начал бегать в разные стороны. Пророк заставлял его смеяться, пока не поймал его, затем он положил одну руку ему под подбородок, а другую на его голову, поцеловал его и сказал: «Хусейн - часть меня, а я - часть его. Пусть Аллах любит тех, кто любит Хусейна. Хусейн - это племя среди племен» (Сунан Ибн Маджах).
Играть полезно не только с детьми, но и супругам. Несмотря на «детскость» или кажущуюся бесполезность этого занятия, игры сближают как супругов друг с другом, так и детей с родителями, укрепляют их доверие. Это возможность показать свою любовь, открытость, близость.
3. Не спешите ругать.
Анас ибн Малик (да будет доволен им Аллах) проведший с Пророком (мир ему) достаточно долгое время, говорил: «Я никогда не видел никого более доброго по отношению к своей семье, чем посланник Аллаха (мир ему)» (Муслим).
Когда Анас иногда отлынивал от выполнения просьб Пророка (мир ему), он не спешил его ругать за это. Анас однажды сказал: «Я служил Пророку (мир ему) в Медине в течение десяти лет. Когда моя работа не устраивала его, он никогда не говорил мне «Уфф» и никогда не упрекал словами «Зачем ты это сделал?» или «Почему ты этого не сделал» (Абу Дауд).
Значит ли, что ребенку надо прощать все или отказываться от его воспитания? Нет. Просто воспитание не должно унижать достоинство ребенка, наказания не должны быть жестокими или унизительными, они должны быть предсказуемыми, понятными, не оскорбительными. Например, не бить ребенка, а лишить его игрушки, забрать планшет, поручить какую-либо работу или посильное ему дело.
4. Не скрывайте своей любви к ребенку.
Проявление любви к ребенку подобно воде и плодородной почве, питающей корни растущего дерева. Поцелуи, объятия, ласковые слова, поглаживания и взгляды, полные доброты и любви останутся с ребенком до конца его дней, подпитывая его сердце и делая его сильней.
Говорят, что однажды бедуины пришли к Пророку (мир ему) и были удивлены, увидев его целующим детей. Они спросили: «Ты целуешь своих детей?» На что он ответил: «Да». И они признались: «Но мы никогда не целуем своих». Тогда Пророк ответил: «Что же я могу поделать, раз Аллах лишил ваши сердца милости?» (Ибн Маджа).
Пророк Мухаммад (мир ему) был очень любящим отцом и дедом. Он проявлял свои чувства к детям в обществе, не колеблясь, и заставлял их чувствовать себя особенными и любимыми. Это совершенно противоречит нравам мужчин того времени, которые думали, что проявление такой нежности по отношению к семье и детям не является мужской чертой.
Бедуины в вышеприведенном рассказе на самом деле хвастались тем, что не целовали детей, а жесткое обращение с ними больше соответствовало принципу «быть мужчиной». Вместо этого Пророк (мир ему) подчеркнул, что проявление милосердия и любви к детям и есть лучший путь для человека.
5. Прислушивайтесь к детям и не пренебрегайте их чувствами.
Говорят, что в Медине жил мальчик по имени Абу Умайр, брат Анаса ибн Малика, у которого была птица наподобие воробья. Он заботился о ней, но однажды птица умерла, и мальчик очень расстроился. Когда Пророк (мир ему) встретил его в таком состоянии, он попытался утешить его коротким стишком: «О Абу Умайр, что сделала маленькая птичка?» (Йа Аба Умайр, ма фа’аля аль-нугайр?).
Хотя этот эпизод выглядит незначительным, он показывает, каким чутким и внимательным был Пророк (мир ему) к детям. Детские проблемы часто кажутся неважными, но для них они имеют значение, и пренебречь ими равносильно тому, чтоб обесценить их чувства. Пророк (мир ему) подал прекрасный пример обращения с ребенком в минуты его расстройства.
Говорят, если хочешь сделать ребенка хорошим, сделай его счастливым. Наверно, в этом была суть воспитания Пророка Мухаммада (мир ему). Он не обижал детей, делал им понятные наставления, показывал свою любовь, обращался с ними серьезно и вместе с тем играл с ними. Он помогал им быть счастливыми, а потом из них вырастали хорошие люди, помогавшие стать лучше другим…
Ася Гагиева