В Коране сказано следующее:
«Поистине, Аллах не меняет положения людей, пока они не изменят самих себя» (сура «ар Рад», аят 11).
Некоторые люди считают, что, совершив некоторые внешние действия, они придут к переменам, но потом выясняется, что и перемены получились поверхностные, нестабильные. Почему? Что мы делаем не так?
Есть так называемое пассивное поведение. Суть пассивного поведения заключается не в том, что человек ничего не делает, а в том, что то, что он делает – не приносит пользы и желаемого результата. Какое это поведение. Специалисты выделяют четыре вида пассивного поведения, которое свойственно людям, которые якобы хотят измениться, но на глубинном уровне – не хотят ничего менять.
1. Ничегонеделание.
Название говорит за себя. Это когда человек тормозит себя в совершении каких-то конкретных действий. Он может оправдывать свою бездеятельность внешними причинами – например, он не ищет работу, потому что ему обещали помочь и он ждет звонка. Или он пока ничего не предпринял, потому что ждет благоприятных условий. Можно сказать, что в данном случае усилия направляются на то, чтобы притормозить те события или действия, которые приведут к каким-то настоящим переменам.
2. Сверхадаптация.
Это происходит тогда, когда человек слишком занят тем, чтобы угодить другим, и тогда его времени не хватает на то, чтобы серьезно повлиять на их собственную жизнь. Впрочем, в этом и состоит цель – ничего не сделать для себя. А для этого все, что можно использовать для своего благополучия и процветания, «сливается» в интересы других людей. Возможно, частично это поведение оправдано альтруизмом.
Как говорится в одном хадисе: Ибн ‘Умар (да будет доволен им Аллах) рассказывал: «Однажды один человек пришел к Пророку (мир ему) и спросил: «О, посланник Аллаха, какие люди самые любимые для Аллаха, и какие деяния самые любимые для Аллаха?» Посланник Аллаха (мир ему) сказал:
«Самые любимые люди для Аллаха – это самые полезные из них, а самое любимое деяние перед Аллахом Всемогущим и Великим – эта радость, которую ты приносишь мусульманину, помогая ему в беде или выплачивая за него долг или утоляя его голод. И поистине, прийти на помощь своему брату-мусульманину в том, в чем он нуждается, любимее для меня, чем совершить затворничество в мечети в течение месяца.
А тот, кто сдержит гнев в отношении брата своего (в исламе), тому Аллах скроет его недостатки, и тому, кто сдержит свой гнев в то время, когда он хотел излить его, Аллах наполнит его сердце довольством в Судный день. И кто вышел помогать своему брату-мусульманину в его нужде, пока он не поможет ему, тому Аллах укрепит его стопы в тот День, когда стопы будут скользить. И поистине, дурной нрав портит деяния так же, как уксус портит мед» (ат Табарани).
Однако подобные крайности не приветствуются даже в исламе. В Коране говорится:
«И не приковывай руку к шее [будучи скупым], но и не раскрывай ее широко [будучи расточительным], иначе столкнешься с порицанием [в первом случае, а во втором] будешь сожалеть [лишившись имущества]» (сура «аль Исра», аят 29).
3. Ажитация.
Представляет собой повторяющееся и нецелесообразное поведение. Когда человек активен, что-то делает, говорит, чем-то занят, но по сути это не приносит пользы и результатов. Например, когда в стрессовой ситуации человек кричит, хватается за голову, поднимает шум, чем не только не помогает ситуации, но усугубляет ее. Ажитация часто связана с грандиозностью, когда человек думает, что его незначительные действия могут быть эффективными. Например, когда человек активно болеет за команду, веря в то, что это может как-то существенно повлиять на ее игру.
4. Беспомощность и насилие.
Они часто идут рука об руку. Человек, который не чувствует в себе сил, не чувствует себя важным, способным что-то сделать в определенной ситуации, может прибегать к насилию. Этим на самом деле он не имеет цели решить проблему, а только высвободить накопившуюся энергию, разрядить внутренне напряжение. Не случайно насилие отнесено к неэффективному поведению, потому что оно не решает возникших трудностей, а зачастую усугубляет.
Не случайно и то, что мудрый и, как его охарактеризовали бы сейчас, высокоэффективный Пророк (мир ему) никогда не прибегал к такой форме обращения с другими (за исключением битв и в качестве защиты), но при этом поддерживал хорошие взаимоотношения, находил общий язык с родными, близкими, женами, детьми, единоверцами, немусульманами. Его пример является еще одним подтверждением бесполезности и даже вредности указанных способов поведения и обращения с собой и с другими. Они создают ощущение деятельность, но не приводят к глубинным переменам.
Ася Гагиева