Всевышний в Коране говорит: «Вы переходите из одного состояния в другое». (84:9) Жизнь характеризуется постоянными переменами, и они затрагивают не только сферу физиологии, но и сферу деятельности, духовности.
Часто те или иные перемены в своей религиозности мы воспринимаем как за «снижение имана», «потерю веры», мы начинаем корить и обвинять себя в том, что нам не удается поддерживать религиозную дисциплинированность, духовность и осознанность на высоком уровне (Подробнее: Может ли иман человека увеличиваться или уменьшаться?). А при большей нетерпимости мы начинаем корить за это и других, замечая перемены в их практике или убеждениях.
Морган Скотт Пек, автор книги «Другой ритм» описал четыре этапа духовного развития, которые являются универсальными для представителей всех религий. Понимание этих этапов поможет не только определить свое местонахождение на духовном пути, но и понять, какие меры в данный момент будут наиболее подходящими для продвижения.
Первый этап, по Пеку, является антисоциальным и хаотичным. Когда человек подобен ребенку, который видит мир только как средство удовлетворения его нужд. Он проявляет эгоистичность, дезорганизованность, отсутствие ясных ценностей и духовных устремлений.
Второй этап – организационный или базисный. Это когда человек определяет для себя какой-то внутренний порядок, школу, религию или учение, начинает практику в соответствии с этой школой и перенимает убеждения. Это этап, на котором верующий становится «образцовым», «правильным» с точки зрения его учения.
Третий этап – самый сложный, противоречивый, критический, - это этап скептический или индивидуальный. На этом этапе у человек возникает множество неудобных для его учения и общин вопросов, он начинает противоборствовать, выражать сомнения и возможно даже противоборствовать авторитетной структуре. С точки зрения психологических этапов развития это похоже на поведение трехлетнего младенца, который исследует окружающий мир и хочет установить свое я, отделив его от окружающих и системы.
Четверый этап приходит после того, как верующий преодолел трудности третьего. До него доходят не все. Но это особенный этап, на котором «жизнь воспринимается как таинство». Как говорит автор:
«На этом этапе люди способны освободиться от предвзятых взглядов и предрассудков. Начиная с чистого листа, они устремляются на поиск более масштабных жизненных моделей, в которых все взаимосвязано. Они могут стать членами образованных религиозных организаций или открыть собственный храм внутри себя. Эти люди создают свои персональные жизненные принципы и не руководствуются в своем духовном мышлении внешними правилами или организационными догмами. На мистическом этапе религия часто рассматривается как духовность».
Нужно сказать, что вызовом для каждого из нас, как в отношении себя, так и в отношении окружающих, становится третий этап. Часто, когда кто-то из единоверцев оказывается в состоянии сомнения, сопротивления или поиска, мы реагируем на это испугом, стараемся внушить страх и «вернуть» человека на второй этап. Но вернуться невозможно. Можно только застрять и потом медленно двигаться к деградации и отупению.
Вместо запугивания и религиозных угроз нужно проявить больше сочувствия, отзывчивости, понимания и терпимости. Этот этап неизбежен. Подобно тому, как нельзя избежать «кризиса трехлеток», так на духовном пути невозможно «перегпрыгнуть» сразу на четвертый этап или все время оставаться на втором. Мы должны встречать эти духовные вызовы честно, продолжая поиски, поддерживая и доверяясь мудрому течению жизни, внешней и внутренней.
Жесткий подход и непонимание в отношени индивидуальных поисков приводит к тому, что религии теряют множество своих сторонников на третьем этапе. Потому что вместо того, чтобы понять, поддержать и предложить помощь, большинство прибегают к угрозам и критике.
Тем не менее, достижение подлинной религиозности, которая прочно сопряжена с духовностью, созиданием, терпимостью и милосердием, невозможно, пока человек не пройдет этот критический этап. И тормозя себя или другого на этом пути, мы сами становимся препятствиями для достижения глубокого мира внутри, смирения и доверия Всевышнему.
Ася Гагиева
Также по этой теме читайте: