Однажды моя коллега-психолог спросила мое мнение относительно одного преступления против женщины-мусульманки, совершенного на религиозной почве. Я, конечно, стала говорить, что совершенное против женщины преступление – это противоречие Исламу, а не следование ему.
Пыталась донести какие права у женщин в Исламе, как с приходом Ислама женщины стали освобождаться, учиться, реализовывать себя с обществе, политике, бизнесе и т.д. На что она мне ответила: «Истинное положение, если исходить из нашей теории, - то, которое в реальности, а не то, что написано в святых книгах».
С этим было сложно не согласиться, и потому я решила не продолжать говорить о том, какой у нас прекрасный в книгах Ислам. После этого не раз я встречалась с тем, что после громкого проступка, совершенного мусульманином, «защитники Ислама» начинали писать о том, как красива, мудра и благостна наша религия.
Эффективны ли эти меры? В какой-то степени – в просветительских целях важно говорить о фундаментальных положениях Ислама, просвещать и знакомить, говорить об Исламе в качестве назидания, вспоминать истории праведников, пророков, ясные призывы Корана. Но это только частичная работа по «реабилитации Ислама».
Самая главная работа – у каждого с собой, заключающаяся в воспитании высокой нравственности, в освоении различных наук, в принесении пользы. Как много в интернете исламских пабликов именно просветительского характера, но нам не хватает реализации всего, чему мы учим других.
Создания различных сообществ и групп, объединенных благими целями, например, защитой и опекой животных, окружающей среды, помощи пожилым и нуждающимся, институтов защиты прав притесненных женщин, учебных центров, где будут расти будущие инженеры, космонавты, изобретатели, управленцы, финансисты и другие кадры высокого уровня.
Мы «наелись» проповедей о том, как должно быть. Нам нужны действия, чтобы показать это, воплотить в жизнь. И это не обязательно должны быть глобальные проекты, не обязательно они должны иметь прямую отсылку к Исламу (типа медресе или благотворительного фонда, строящего колодцы), но важно, чтобы это было полезный долгосрочный проект, зачатый по «исламскому велению».
Иначе «проповедническая демагогия без следования пророческим ценностям дает основание для следующих примеров «облачного ислама»:
- когда мусульманин заводит 16 детей «ради увеличения уммы» и не обеспечивает их;
- когда мы говорим, что у женщин в Исламе есть права, но запрещаем им учиться, развиваться, и не протестуем против ущемления их прав;
- когда мы ходим в мечеть и постимся в Рамадан, но оправдываем коррупцию;
- когда мы ослушиваемся родителей и тратим время зря, но преследуем сестер за фото в интернете и яркий цвет хиджаба;
- когда мы знаем арабский, читаем Коран, но грубим людям и ведем себя высокомерно;
- когда мы помогаем «ради Аллаха», а потом упрекаем и оскорбляем за это;
- когда мы читаем другим нотации о том, как быть правильным, а сами жульничаем и мелочимся в благотворительных делах;
- когда мы говорим, что Ислам – религия мира, но не терпим другого мнения даже от единоверца, не говоря уже о терпимости и доброте к иноверцу;
- когда мы говорим, что знания – это обязанность каждого мусульманина и мусульманки, но учим только хадисы и мнения ученых;
- когда ты ешь правой рукой, «как Пророк», но поступаешь как с людьми «как шайтан».
Пока мы не искореним такие яркие противоречия самим себе, не превратим свою идеологию в созидательное, гуманное, жизнеутверждающее учение, наш Ислам так и останется чем-то заоблачным – где-то он есть, правильный, мудрый и красивый, но слишком далеко.
А тем временем люди продолжают верить больше тому, что они видят, чем тому, что слышат, и еще меньше - тому, что написано в правильных книгах.
Ася Гагиева