Те, кто смотрел фильм Лоуренс Аравийский (Lawrence of Arabia), вышедший на экраны в 1962-м году, помнят момент, когда с английским разведчиком знакомится сын одного из крупных племенных вождей. Наследник гордо заявляет, что он умеет читать и писать. И это сын уважаемого вождя, представителя арабской элиты, с которым Великобритания намерена выстраивать отношения, дабы использовать арабов в своих интересах в ее борьбе против Османского государства.
Наблюдая этот момент фильма мне вспомнился мой прадед – Мубаракшах бабай. Это был простой деревенский агай, который всю жизнь прожил в своей деревне, изредка выезжая в казахские степи для сбора шкур. Перебирая оставшиеся от него древние книги, я обнаружил среди них одну небольшую, написанную на арабском языке. На ней были сделанные им пометки на полях. Следовательно, он читал ее, возможно, даже устраивал семейные чтения долгими зимними вечерами при свете керосиновой лампы. О чем же была та книга?
В ней были собраны хадисы и мусульманские притчи о знании. Таким образом, мой прадед, который с точки зрения дореволюционной и советской статистики считался неграмотным (надо же было поддерживать миф о цивилизующей роли русского империализма по отношению к диким инородцам), свободно читал не только на родном языке, но и на арабском, и ведь что читал!
Держа в руках книжку, принадлежавшую моему «неграмотному» прадеду, я еще раз убедился в том, что татары были фанатами знания и образованности. Увы, в наши дни уже существуют татарские семьи, в которых культ знания умер. В таких домах даже книг нет. Цивилизовались. Осталось только оцифроваться.
Но наши предки – другое дело. Они на свои средства, без помощи о поддержки государства, скорее даже вопреки его инородческой политике, смогли создать, содержать и развивать национальную сеть религиозных образовательных учреждений-медресе, в которых учащиеся получали не только базовые навыки грамотности, но и религиозное образование, а позднее и светское образование на уровне государственных университетов того времени.
И таков был мусульманский мир в начале ХХ века – мир парадоксов: на одном его конце мы видим представителя свободных мусульман, не знавших угнетения и притеснений по национальному или религиозному признаку, сына арабского вождя, гордящегося и хвастающего своей грамотностью, а с другой – самый обычный татарин из глухой деревни на границе марийской тайги, чьи предки переселились туда, согнанные со своих земель под напором русской колонизации, отучившийся в деревенском же медресе и который свое умение писать и читать, даже на иностранном языке, воспринимал как нечто само собой разумеющееся и обыденное.
Сегодня я предлагаю взглянуть на грамотность как на статистическую данность, нежели культурную.
Итак, грамотность – это не только ключевой навык и базовый показатель образования населения, но и фундамент образованности, важнейший элемент культуры и интеллектуализма, если понимать под таковым деятельность интеллекта как важнейший фактор духовного развития человека.
Интеллект – это мыслительные способности человека, его разум, уровень умственного развития.
Не спроста Всевышний Аллах в Коране призывает человека активно пользоваться своим интеллектом, поскольку интеллект является одним из важнейших средств обретения веры. Например, в суре «Коленопреклоненная», Аллах, обращаясь к людям, говорит: «И Он подчинил вам то, что в небесах, и то, что на земле, - все, исходящее от Него. Поистине, в этом - знамения для людей размышляющих!» (45:13).
В суре «Пчелы» Аллах говорит: «Он выращивает ею для вас посевы, маслины, пальмы, лозу и все плоды; поистине, в этом - знамение для людей размышляющих!» (16:11).
Конечно, неграмотность не означает, что человек, не умеющий читать и писать, лишен ума и мыслительных способностей. Например, приведенные выше переводы аятов Корана были обращены, прежде всего, к современникам пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха). Однако далеко не все из них могли похвастаться грамотностью, т.е. умением читать и писать. Однако даже самые яростные противники исламского призыва обладали умом, используя который они могли изменить свои взгляды и уверовать. И такое случалось.
Тем не менее, при всех позитивных потенциях ума, грамотность умножает его возможности, открывает доступ к огромному массиву информации, накопленной человечеством. Благодаря этому в разы возрастают возможности человеческого интеллекта к познанию природы этого мира, смысла жизни, что, в свою очередь, ведет его к признанию и Создателя всего этого. Поэтому в исламе столь большое значение придается знанию. Интересно, что важность знания особо подчеркнута в Коране: «и говори: "Господи мой! Умножь мое знание"» (20:114).
Подчеркнув важность грамотности, мы рассмотрим исторические тенденции, а также последние достижения человечества в области грамотности, представленные в статистическо-аналитическом исследовании Макса Роузера и Эстебан Ортиз-Оспина.
Грамотность большинства населения – это современное достижение, один из важнейших показателей развития человечества. Несмотря на то, что самые ранние формы письменной коммуникации датируются примерно 3500-3000 годами до н. э., грамотность на протяжении веков оставалась крайне ограниченной компетенцией, которая была тесно связана с реализацией власти. Причем, в тех случаях, когда правители были неграмотными, это означало только то, что они являлись марионетками в руках тех, кто был грамотен и образован по меркам того времени. Иными словами, грамотность фактически означала власть.
В Средние века, когда стало расти книжное производство, и грамотность среди широких слоев населения постепенно стала играть важную роль и на Западе, и на Востоке. Однако со временем Запад вырвался вперед по этому показателю, поскольку эпоха Возрождения и последовавшая за ней эпоха Просвещения привели к формированию стойкого социального запроса к всеобщей грамотности.
Таким образом, в исторической ретроспективе уровень грамотности населения Запада резко возрос в течение двух последних столетий. Анализ прошлого показывает, что сама промышленная революция стала возможна благодаря повышению уровня грамотности населения. В свою очередь, промышленная революция привела к повышению уровня жизни.
Таковым оказалось благотворное влияние грамотности и образования: экономический рост, рост уровня и качества жизни возможен, когда мы лучше понимаем, как производить то, что нам нужно, и воплощаем эти идеи в технологические усовершенствования, которые позволяют нам производить их более эффективно. Как разработка новых технологий (инноваций), так и их использование в производстве опирались на гораздо более образованное население.
Вывод: хотите разрушить страну и отбросить ее в каменный век или превратить в колонию? Лишите ее народ доступа к образованию, а еще лучше – сделайте их неграмотными.
Между тем, именно на Западе в течение XIX и XX веков уровень грамотности впервые приблизился к абсолютным отметкам и стал превращаться в общемировой тренд, вовлекая в это процесс все новые и новые населенные регионы планеты. Например, если в 1820 году только 12 из ста человек умели читать и писать, сегодня эта доля сильно изменилась. В наши дни, согласно данным на 2016-й год, только 14% мирового населения оставались неграмотными.
За последние 65 лет глобальный уровень грамотности каждые 5 лет увеличивался на 4%, то есть, если в 1960-м году количество грамотных людей в мире составляло 42%, то в 2015 году их количество возросло до 86%. Следует понимать, что перед нами усредненные данные, то есть, это означает, что в какой-то стране уровень грамотности может составлять 100% (и это, непременно, будет одна из западных стран), то в другой – 50%, а то и гораздо меньше. И это уже локальные реалии, показывающие, как обстоят дела с грамотностью в каждой отдельной взятой стране или регионе мира.
Например, в беднейших странах мира, где еще не налажены или налажены очень слабо возможности для получения населением базового образования, по-прежнему очень неграмотных людей. Возьмем для примера Нигер. Здесь уровень грамотности молодежи в возрасте от 15-ти до 24-х лет составляет всего 36,5%.
В среднем по миру 86% людей старше 15 лет являются грамотными. Однако, как мы уже увидели на примере Нигера, в глобальном масштабе сохраняется значительное неравенство, особенно между странами Африки к югу от Сахары и остальным миром. В Буркина – Фасо, Нигере и Южном Судане – африканских странах, находящихся в самом низу рейтинга, - уровень грамотности все еще находится ниже отметки 30%.
Средний уровень грамотности рос постоянно, но довольно медленно вплоть до начала XX века. После середины 20-го века, когда расширение базового образования стало глобальным приоритетом, темпы роста уровня грамотности резко пошли вверх. Введение широкой системы школьного образования дало свои плоды: если в 1870 году только каждый четвертый человек в мире посещал школу, и только каждый пятый (т.е. 20%) умел читать, то сегодня глобальные оценки грамотности и посещаемости школ превышают 80%, а неравенство между регионами мира стало гораздо ниже.
Интересны также показатели уровня грамотности между поколениями. Местами (в Африке или в странах мусульманского Востока) разрыв в уровне грамотности между поколениями ошеломляет: если старшее поколение балансировало на уровне 20-30% грамотных, то молодежь от 15 до 24-х лет была грамотна уже на 90-100%. Такая картина наблюдается (см. схему ниже) в Египте, Алжире, Ираке, Сирии, Судане, Пакистане, арабских монархиях региона Персидского залива и в Иране. То есть, Северная Африка и Ближний Восток резко повысили уровень грамотности всего за одно поколение.
Схема уровня грамотности по возрастным категориям
Большие различия в уровне грамотности между поколениями указывают на глобальную тенденцию: высокий уровень грамотности среди молодежи свидетельствует о том, что с течением времени уровень грамотности среди всего населения будет продолжать расти.
Остается только надеяться, что грамотность исполнит роль хорошего стартового капитала не только в росте уровня жизни, но и на пути духовного роста каждого отдельно взятого жителя планеты.
Айдар Хайрутдинов