Название статьи представляет собой известный хадис, который упоминается в трудах таких имамов, как имам Харамайн, Кади Хусейн, Хаттаби, Байхаки и Суйути. Смысл этого утверждения верен под любым углом зрения. Этот хадис способен стать исходной точкой для примирения между мусульманами, придерживающихся различных подходов к реализации как правовых вопросов, так и политических доктрин. Милость, упомянутая в хадисе, ни коим образом не может представлять собой вражду, Однако мы из века в век наблюдаем наличие драматического разделения мусульманской уммы, берущее начало с первых дней после ухода благословенного пророка Мухаммада (мир ему и молитва Всевышнего). Как же так получилось?
Если подумать непредвзято, то нетрудно осознать, что разнообразие правовых решений, существующих в мазхабах мусульманского права в отношении тех или иных социальных проблем, равно как и различие взглядов и мнений по тем или иным богословским проблемам, многообразие стилей и образов жизни мусульман, естественно, является богоданной милостью. В таком разнообразии не было никакого вреда или основания для взаимной вражды.
Беда заключается не в самом разнообразии, но в раздувании вражды из существующих больших и малых проявлений разнообразия. Но ведь это не ислам раздувает огонь неприятия и вражды. Не так ли?
Исторически проблема мусульман заключалась в том, что требования какого-либо одного из мазхабов принудительно навязывались другим. На то были свои причины: политические, догматические, сиюминутно-эгоистические и т.д. Но не раз в истории ислама было такое, что взгляды и мысли одних богословов навязывались умме под видом подлинного единобожия-таухида, или же в стремлении причесать всех под одну гребенку, ради гарантии лояльности масс существующей власти.
Таким образом, мы видим, что не ислам ступил на путь произвола, но богословы, взявшие на себя миссию по истолкованию теоретических основ и ежедневной практики ислама. Так получилось, что одни богословы, пользующиеся поддержкой светских властей, стали зазывать других приверженцев ислама в свои собственные мазхабы. Тех, кто не принимал такого приглашения, стали воспринимать как врагов. Дело доходило даже до кровавого геноцида, когда тот или иной мазхаб, избранный правящей кликой насаждался огнем и мечом, как это было, например в средневековой Малайзии. Все зло в мире ислама пошло от этого.
И в наши дни происходит нечто подобное, разве нет? Правда теперь проблема не в различиях между мазхабами, но в стремлении одних мусульман навязать другим свои религиозно-политические воззрения. Говоря проще, одни «радетели праведности» мечтают превратить всех мусульман в последователей салафизма, другие – столкнуть мир ислама с неисламским миром в тотальном джихаде, для чего необходимо сперва навязать мусульманам идею всемирного джихада, третьи мечтают железной рукой загнать всех людей в границы халифата и взимать налог с т.н. «неверных», есть также целая армия бородатых голов, готовых перебить всех мусульман, которые не соглашаются с представлениями этих самых бородачей... И все они заявляют о своем стремлении установить на земле власть Аллаhа, видимо, полагая, что Аллаh когда-то упустил эту власть.
Всякий из упомянутых выше методов установления «власти» Аллаhа не имеет перспектив воплотиться в жизнь, пока мусульмане не будут превращены в идейно-однообразную массу, одержимую одной единственной идеей. Этакая бездумная биомасса, пушечное мясо. Чтобы превратить людей в однообразную массу необходимо систематическое программирование, зомбирование и уничтожение божественного дара критической мысли. Перечисленный выше вещи представляют собой манипуляцию человеческим сознанием и волей извне. Манипуляция человеческим сознанием, в свою очередь, есть ничто иное как отвратительная черная магия. Черная магия – это не только дуть на узы и шептать заклинания. Любое воздействие на человека с целью затуманить его ум и подчинить его волю некой внешней силе является черной магией. Именно этим занимаются адепты разного рода экстремистских течений, прикрывающихся исламом, когда они вербуют в свои ряды все новых и новых приверженцев, превращая их в инструмент для достижения своих грязных целей. Разве не результатом черномагического воздействия на человеческий разум и душу является каждый акт самоподрыва т.н. шахидов?
Убийство, сопровождаемое воплями, в которых упоминается имя Бога – это ислам или результат черномагической обработки личности? Показательная казнь ножом по горлу жертвы – разве это – ислам? Когда ребенок (девочка или мальчик) сжимает в руках автомат и, от ненависти скрежеща зубами, проклинает своих врагов? Разве таким хотел бы видеть пророк Мухаммад (мир ему и молитва) будущее своей уммы?
А ведь ничего подобного не было бы, возведи мусульмане разнообразие в ранг божественной милости! Если подумать, то ведь сам Всевышний сотворил людей различными, равно как и их языки и цвет их кожи. Аллаh сотворил для нас многообразный мир, полный красок и цветов. Даже пальцы на руке человека неодинаковы. Задумаемся о том, кто может быть заинтересован в единообразии? Вопрос не риторический. Под вопросительным местоимением «кто» здесь подразумевается совершенно определенная конкретная сущность.
Итак, ислам никогда не страдал от существования разнообразия. Какие бы беды не обрушились на него и на головы мусульман, все они произошли от призывов к единообразию в мышлении. Иными словами: наличие разногласий в различных мазхабах права и течениях исламской богословской или религиозно-политической мысли не несет в себе вреда. Да, в разноголосице теологических и религиозно-политических построений имеется великое множество неглубоких мыслей, пустых или даже вредных проблем. Противоречивое разнообразие мыслей дело естественное. Что поделать — такова природа человеческого мышления и ума. Вред заключается в превознесении себя и своих воззрений как единственно правильных. Грех – в гордыне, и, как результат - во враждебном отношении к другим.
А эта беда берет начало в человеческих сердцах, не так ли?
Айдар Хайрутдинов