В первую неделю февраля правительство Индонезии запретило государственным школам вводить религиозную одежду в качестве обязательного дресс-кода для учителей и учащихся. Данный шаг представляет собой попытку оказать противодействие растущей в стране волне религиозной нетерпимости, сообщает портал thediplomat.com
Индонезия – это островное светское государство в Юго-Восточной с населением в 276 144 364 человек, что выводит страну на четвертую позицию в мировом рейтинге по численности населения. Кроме этого, Индонезия является страной с самым большим мусульманским населением в мире. Ислам исповедуют около 88 % индонезийцев. При этом, согласно законам Индонезии, основным религиям страны, каковыми являются ислам, христианство, индуизм, буддизм и конфуцианство, предоставлен особый статус, который предусматривает их поддержку и защиту со стороны государства.
Упомянутый выше правительственный указ появился после того, как в январе всплыла новость о том, что администрация государственной средней школы в городе Паданге (провинция Западная Суматра), приняло решение обязать всех своих учениц носить хиджаб. Поскольку Индонезия не является теократическим государством, конституция которой гарантирует свободу вероисповедания, самоуправство школьной администрации вызвало недовольство родителей одной из учениц школы. В этом свете вполне возможно, что девочка не являлась мусульманкой. Проблема всплыла в социальных сетях, став предметом горячих дискуссий, и после этого попала на страницы национальной прессы.
От имени государства указ о запрете на введение в государственных школах религиозного дресс-кода озвучил министр образования и культуры Индонезии г-н Надим Анвар Макарим. Он, в частности, подчеркнул, что студенты, преподаватели и чиновники в сфере образования имеют право выбора носить или не носить религиозно-дифференцированную одежду, и что в каждом случае такое решение принимает сам человек.
История со школой в Паданге лишь вершина айсберга, которая заметной-то стала лишь благодаря случайности. На самом деле, имеется информация о том, что государственные школы в более чем 20 провинциях страны уже давно ввели обязательный религиозный дресс-код для своих учеников и персонала. Представитель правозащитной организации Human Rights Watch Андреас Харсоно сказал об этом следующее: «Многие государственные школы требуют, чтобы девочки и женщины-учителя носили хиджаб». Он также отметил, что принуждение не ограничивается словами, но перерастает в запугивание, оказание социального давления, а в некоторых случаях приводит даже к увольнениям. Последнее означает, что есть люди, которые не соглашаются с подобного рода самоуправством.
Тема демонстрирования религиозной принадлежности посредством одежды в прошлом была одной из наиболее напряженных проблем в т.н. «культурной войне», которая имела место в Индонезии. В свое время этот спорный вопрос был поднят христианским губернатором Джакарты этническим китайцем Басуки Тьяхаджа Пурнамой. В 2016 году он осудил государственные школы, заставляющие учеников носить платок, и призвал к запрету подобной практики. Тогда губернатор заявил, что когда школьницы выходят за школьную ограду, то снимают платки сразу, как только садятся на мотоцикл забирающих их из школы отцов.
Заявления губернатора Пурнамы не означают, что он не питает симпатий к мусульманам. Напротив, когда он участвовал в избирательной кампании, то в своей предвыборной речи даже процитировал отрывок из Корана. Однако этот поступок имел негативные последствия, поскольку он столкнулся с нападками фанатиков из радикальных исламских группировок, которые обвинили его в богохульстве. В результате Пурнама был осужден и приговорен к двум годам тюремного заключения, что является ярким примером растущей мощи исламских групп давления. Неизвестно, предоставили ли оскорбленные этим поступком Пурнамы какой-либо довод из Корана или Пророческой сунны, который запрещал бы цитировать это писание людьми, не исповедующими ислам. Скорее всего, нет, поскольку, во-первых, такого довода попросту не существует, в во-вторых, Коран был ниспослан для всего человечества, поэтому интерес к нему со стороны немусульман должен бы только приветствоваться.
Однако вернемся к теме принуждения к ношению хиджаба. Декрет о школьной одежде – это один из шагов правительства, направленных на обуздание религиозной нетерпимости и радикальных групп, которые ее пропагандируют. Выше упоминалось заявление министра образования и культуры Индонезии. Выступление своего коллеги поддержал и министром по делам религий Индонезии г-н Якут Чолил Кумас. Он пообещал защищать права религиозных меньшинств, таких как шииты и ахмадийцы, а также заверил, что будет работать над предотвращением преследований этих общин по религиозным мотивам. Комментируя запрет обязательного ношения религиозной одежды в государственных школах, Кумас сказал: «Нет никаких причин посягать на свободу других людей во имя религиозного самовыражения».
В целом тема принуждения к ношению хиджаба под давлением радикальных группировок, является отражением намного более серьезного процесса усиления религиозного радикализма и нетерпимости в Индонезии. Поэтому понятны и меры, предпринимаемые правительством для борьбы с этими позорящими ислам и мусульман явлениями. Например, правительство приняло решение о запрете Фронта защитников ислама (ФЗИ). Причиной запрета стал тот факт, что эта влиятельная фундаменталистская группировка приложила много усилий для создания в Индонезии атмосферы враждебности по отношению к религиозным меньшинствам.
Если в той или иной стране наблюдается усиление позиций одной религии в ущерб другой, то это чревато трагедией, а то и кровавыми последствиями. Но прежде всего нагнетание дурного религиозного рвения и нетерпимости свидетельствует о том, что существуют внешние силы, которым не терпится создать хаос с целью погреть на этом руки. Это так, поскольку, к примеру, ислам ни в коем случае не может являться причиной для возникновения религиозной нетерпимости, ксенофобии и прочих разрушительных явлений. В случае с Индонезией принуждение к ношению хиджаба в государственных общеобразовательных учреждениях вопреки законам этой вполне благополучной и динамично развивающейся страны можно рассматривать как первый признак грядущей трагедии, которую какие-то силы не только спланировали, но уже приступили к ее реализации.