Помнится, что «Арабская весна» в своем начала была исполнена волнующих надежд на демократизацию, лучший ближневосточный порядок и даже процветание. Однако что-то пошло не так и нынешний политический ландшафт этого региона поистине удручает. В оборот уже вошел эпитет «Арабская зима», который кажется полностью оправданным на фоне катастрофического ландшафта пост-весеннего арабского мира.
«Арабская весна» не принесла в регион того, что от нее ожидалось. Ближний Восток и арабский мир в целом, так и не увидел демократию, возникшую на развалинах авторитаризма и монархий, так и не появились мирные, справедливые и процветающие общества, о которых мечтали миллионы людей, которые с огромной надеждой и радостью вышли на улицы и площади своих городов. На фоне всего произошедшего за несколько лет даже авторитарные режимы прошлого выглядят намного лучше, чем обстоят дела сейчас.
И это не шутка: сегодня ситуация в арабском мире выглядит намного хуже, чем до самосожжения уличного торговца в Тунисе, после которого арабский мир вышел на улицы с твердым намерением начать изменять жизнь к лучшему.
Стало ли лучше в Египте? Помнится, эта страна стала едва ли не символом «Арабской весны». Складывалось впечатление, что главные ее события происходят именно на площади Тахрир, оправдывая данное ей название «Освобождение». Увы, египтяне уже с ностальгией вспоминают времена свергнутого и заключенного под стражу Хосни Мубарака, поскольку оказались, мягко говоря, под игом намного худшей власти.
Изменились ли Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты и Бахрейн? Увы, они по-прежнему управляются абсолютными или почти абсолютными династическими монархами. Может быть в этом и нет ничего плохого, но для чего тогда арабские монархи участвуют в войне с йеменским народом? Для чего нужно было устраивать публичную порку Катара? Лезть в Сирию? О дружбе с Израилем против Ирана и в ущерб палестинцам даже и говорить нет смысла – все на виду.
Взять, например, Саудовскую Аравию. Это, бесспорно, самое могущественное арабское государство в регионе, самый сильный политический игрок, водящий дружбу с США. По мнению экспертов, правление наследного принца Мухаммеда бин Салмана вылилось в деградацию характера и реализации монархической власти даже по стандартам КСА с их минимумом демократии. Куда уж хуже.
Особо отметим Йемен, население которого в течение четырех лет подвергается уничтожению чудовищным сочетанием внешней агрессии, гражданской войны, искусственно вызванного голода и болезней… Когда-то носившая красивое название «Счастливая Аравия» эта страна теперь представляет собой полный антипод того, что ожидалось от «Арабской весны».
А возьмем Ирак, Сирию и Ливию. Эти при всех их недостатках некогда спокойные страны и стабильные распались и рухнули, исторгнув из себя миллионы беженцев и потеряв миллионы в огне потрясений. Некоторые страны разрушены настолько глубоко, что, возможно, они не смогут восстановиться в течение следующего десятилетия или более.
Израильско-палестинский процесс вообще зашел в тупик. Виной тому – намерение Израиля и стоящих за ним США не допустить создание Палестинского государства. В ход идет все: и перенос посольства США в Иерусалим, и поддержанная из Вашингтона аннексия Голанских высот, принадлежавших Сирии, продолжающая под дулами танковых орудий жестокая колонизация захваченных палестинских территорий, бомбардировки Газы, начавшиеся в аккурат вместе с рамазаном. Палестинский народ выглядит изгоем, полностью покинутым всеми, включая США, ЕС и большинство арабских государств.
Так нужна ли была «Арабская весна», которой можно предъявить счет за все перечисленные выше итоги?
Возможно, да – была нужна. Ее опыт для миллионов людей стал первым глотком свободы и народного суверенитета. Он постоянным источником вдохновения.
«Весна» развенчала представление о том, что арабский мир безнадежен, что он является своего рода географическим и культурным исключением в океане демократии.
«Весна» показала, что деспотические режимы, которые многие считали непоколебимыми или, по крайней мере, сильными и стабильными, на самом деле были бумажными тиграми, которых можно было бросить вызов и победить. Народы осознали то, какую силу представляет их коллективный протест и их коллективная воля. Возможно – это главный итог и достижение «Арабской весны».
Айдар Хайрутдинов