В последнее время на Ближнем Востоке обострился т.н. «курдский вопрос», который напрямую касается Турции, Ирана, Ирака и Сирии. С целью понять причины происходящего предлагается небольшой экскурс в историю данной проблемы, в центре которой стоит один из древнейших народов Ближнего Востока – курды. В наше время курдов насчитывается от 20 до более чем 30 млн. человек.
Курды – разделенный народ, который проживает на территории Турции (14-15 млн.), в Иране (4,8-6,6 млн.), Ираке (около 4-6 млн.), и Сирии (ок. 1-2 млн.). Еще около 2 млн. курдов являются диаспорой в странах Европы и Америки. Кроме этого курды проживают в странах Азербайджане и Армении (около 200-400 тыс.), и даже в России, где согласно переписи 2002 года проживает около 20 тыс. курдов.
Итак, Кемаль Ататюрк стал проводить политику, которая отторгла курдов от братских объятий с турками и попытками последних интегрировать их в пантюркистское движение. Но «развод» не прошел мирно. Начиная с 1925 и до 1939 годов вспыхнула первая война между курдами и турками. Наиболее известными ее эпизодами являются восстание шейха Саида Пирана, Араратское восстание, Дерсимская резня.
Шейх Саид Пиран поднял восстание в начале 1925 г. Его войска захватили город Генс, который был объявлен временной столицей Курдистана. Постоянно столицей независимого курдского государства шейх намеревался сделать город Диярбакыр, но не смог им овладеть. Турки смогли разбить восставших под Генчем, а затем взяли в плен и казнили руководителей восстания.
Однако в 1927 году в горном Араратском районе разгорелось новое курдское восстание турецких курдов, начатое под руководством лидеров курдского общества «Хойбун». Повстанцы продержались сравнительно долго, поскольку уделили внимание организации военных вопросов. Так, была создана регулярная армия. Ее командующим был назначен полковник Ихсан Нури-паша, до этого служивший в турецкой армии. Также были сформированы органы государственного управления в лице гражданской администрации. С Араратским восстанием Анкара расправилась в 1931 г.
В 1936 году в провинции Тунджели, в самом центре восточной Анатолии началось последнее массовое восстание турецких курдов. Во главе восстания стояло племя заза, которое исповедовало алавитскую ветвь шиизма и потому не питавшее каких-либо симпатий по отношению к суннитам. Надо отметить, что племя заза можно назвать курдами с большой натяжкой, поскольку они говорят на языке, лишь отдаленно напоминающем курдский. Причиной восстания заза послужила административная реформа, затеянная Анкарой. Дело в том, что до 1936 года Тунджели, называемый также Дерсим, пользовался фактической автономией. Анкара решила создать вилайет Тунджели и ввести особый режим управления, фактически ликвидировавший автономию.
Такие инициативы правительства Турции привели к началу восстания, которое возглавил местный шейх Сеид Реза. Анкара послала для подавления восстания войска, однако особого успеха турецкие военные не смогли добиться. Поэтому командующий турецким корпусом генерал Алпдоган решил заманить лидера восставших в ловушку, для чего пригласил его на переговоры. Для проведения переговоров шейх Реза прибыл в Эрзурум, где он был арестован и казнен. Затем началось вооруженное подавление восстания. Был введен режим военно-полицейского управления, началось расселение населения вилаета, а также репрессии по отношению к курдам по всей Турции, что привело к уничтожению курдского сопротивления в стране на десятилетия.
Однако подавление турецкими властями курдских восстаний и репрессии не лишь озлобили курдов, поэтому т.н. «курдский вопрос» до сих пор является одним из злободневных и взрывоопасных вопросов внутренней политики в Турции. Осознавая это в 2011 году тогда еще премьер-министр Турции Реджеп Эрдоган публично извинился за трагедию в Дерсиме, назвав ее одной из самых трагичных страниц в истории Турции.
Параллельно с курдскими войнами в Турции курды восставали в Ираке и Иране, где существуют регионы их компактного проживания, называемые Иракский и Иранский Курдистан. Так, в 1930 г. в городе Сулеймание, расположенном в восточном Ираке, вспыхнуло очередное восстание под руководством Махмуда Барзанджи (1878-1956).
Махмуд Барзанджи происходил из рода пиров суфийского ордена кадирийя, берущем начало от основателей этого ордена, что являлось причиной особого почитания в народе. К тому моменту уже был признанным деятелем национально-освободительного движения в Иракском Курдистане и тому есть свои причины. Дело в том, что при Османской империи отец Махмуда почитаемый в народе шейх Саид был фактическим правителем в иракском городе Сулеймания и личным другом османского султана Абдул-Хамида II (1842-1918). В 1909 году шейх Саид был убит арабами в Мосуле якобы по наущению младотурок, начавших революцию и уже успевших в 1908 году свергнуть султана Абдул-Хамида II.
Узнав об убйистве своего отца, шейх Махмуд поднял успешное восстание против младотурок. Он прекратил войну только после того, как младотурецкое правительство пошло не серьезные уступки. Что касается восстания шейха Барзанджи в 1930 году, то оно было вызвано событиями «черного дня» 6 сентября, когда полиция расстреляла демонстрацию протеста в Сулеймании. Шейх Барзанджи провел ряд успешных сражений с правительственными войсками. В этом ему помогала поддержка англичан, которые таким образом могли манипулировать официальным Багдадом.
Однако позже они предали шейха и даже помогали властям в подавлении его восстания. В 1941 г. шейх Барзанджи попытался организовать очередное восстание курдов, но местные вожди отказались его подержать.
В 1931-1932 году в г. Барзане вспыхнуло восстание иракских курдов под руководством некоего Ахмада, а в 1943-1945 годах там же произошло восстание, возглавленное Мустафой Барзани (1903-1979). В 1961 Барзани поднял еще одно восстание, которое продлилось до 1975 г. Благодаря восстанию Барзани курдам Ирака удалось добиться формального признания своего права на автономию.
В 1946 г. на северо-западе Ирана в городе Мехабаде, считающимся столицей Иранского Курдистана была провозглашена Мехабадская Республика курдов (Курдская Народная Республика).
Следует понимать, что сказанное выше представляет неполную картину военно-политического движения курдов за независимость. Однако сказанного вполне достаточно для того, чтобы понять причину того, почему современная история таких ближневосточных стран, как Турция, Иран, Ирак и Сирия тесно переплетена с «курдским вопросом».
Айдар Хайрутдинов