Каждая цивилизация выросла на основе какого-либо священного писания. Священные слова, перетекая в письмо, обретают материальный облик. Поэтому каждая цивилизация стремилась украсить свое письмо. Письменность Древнего Египта, Китая, Индии, Древнего Рима и Исламского мира появились именно таким образом.
В некоторых случаях, письмо становилось сакральным, уделом избранных, как, например, в Древнем Египте. Иероглифическое письмо Древнего Египта состоит из символов. Само слово «иероглиф» означает Священное письмо. Иероглифическому письму в Древнем Египте был присущ священный статус. Им пользовались только жрецы и религиозные лидеры, которые писали на нем священные тексты. Другим людям было запрещено изучать письмо. Это был религиозный запрет. Поэтому иероглифическое письмо наносилось только на гробницы фараонов и объекты религиозного поклонения. В других местах его нельзя увидеть.
Китайское письмо, как и индийское – является наследием древней цивилизации. Эта письменность имеет как минимум 4000 летнюю историю. Китайское письмо это не только письмо для чтения, но и письмо для услаждения взора. Любое явление китайской культуры имеет свое отражение на письме, своего рода снимок жизни на письме. Искусство китайского письма это искусство применения кисти. Кисть словно бы течет по бумаге естественным образом, как вода по земле. Поэтому, китайское письмо – это словно след танцующей природы, оставленный ею на бумаге.
В мире мало цивилизаций, в основе которых лежит оригинальная каллиграфическая традиция. Индия, Восточная Азия, особенно Китай и Япония и, частично, Корея. И, конечно же, существует величайшая исламская письменная традиция. Что касается Запада, то его письменная традиция является наследием Римской цивилизации. Ее породила традиция ручной каллиграфической переписки Евангелия. Подобно китайскому и исламскому письму, западной каллиграфии был свойственен свой ритм и изысканная красота. Однако такая особенность, как раздельное написание букв и ограниченная геометрия письма лишают это письмо свободы, характерной для китайского и исламского письма.
Ни в одной из перечисленных выше цивилизаций письмо не имело такого значения и не достигло таких высот, каких оно достигло в исламском мире. Письмо можно назвать сердцем исламского искусства.
Письмо в исламе – искусство, имеющее глубокий смысл. Прежде всего, это неразрывное триединство художественной графики, божественного смысла и тонкой эстетики. Даже тот, кто не умеет читать арабскую вязь, получает эстетическое удовольствие от созерцания прекрасных линий совершенного письма.
Исламская цивилизация – это цивилизация письма. Без него невозможно представить мир ислама. Письмо пронизывало и пронизывает исламский социум во всех его плоскостях: от системы образования до дворцов правителей, от официальной переписки, до творений поэтов и бытовых записей – оно встречается везде: на площадях, в домах, во дворцах, мечетях, источниках, мавзолеях, могильных камнях, в тетрадях, книгах, – письмо везде и у всех перед глазами.
Исламское письмо развивалось от Андалусии в Испании до Бухары в Туркестане и Дели в Индии, однако вершин совершенства оно достигло в сердце Османской империи – Стамбуле благодаря традиции каллиграфического переписывания Священного Корана. Без Корана исламскую письменную традицию просто невозможно представить. Священное Писание, Божье Слово лежит в основе письменной культуры исламской цивилизации.
Все составные части, элементы и средства каллиграфического письма имеют свою философию: и бумага, и чернила, и калам. Калам – есть средство, благодаря которому Священный Коран, начавшийся с повеления «Читай!» обрел свой визуальный облик. Не просто так Всевышний в Коране клянется каламом! Он сравнивается с глашатаем Божьего слова. После изготовления острия камышового калама, оно должно быть «раскрыто», «озвучено».
При этом слышен хруст разрываемых продольных волокон камышового стебля. Так калам обретает свой голос. Это похоже на то, как из бутона возникает роза – калам открывает уста и начинает говорить. Существует сравнение калама с говорящим пророком, – в образе раскрывшейся розы, пребывающей в окружении нераскрывшихся бутонов – слушающих его сподвижников. Когда мастер раскалывает острие калама, ему словно бы дается право говорить.
Мастерство каллиграфии – это не только профессиональное мастерство, но и путь духовного роста мастера-хаттата, длящийся всю его жизнь. А калам, который является знаменосцем Откровения, поскольку именно он выводит на бумаге благословенные буквы и священные слова, есть не только средство письма, но и средство очищения души и тела мастера-хаттата. Статус его мастерства и всего, что с ним связано не только высок, но и священен, поэтому хаттат не выбрасывает даже очинки, остающиеся после изготовления калама, но собирает их в течение всей жизни в специальную емкость. А после кончины хаттата на костре из очинок греют воду для омовения его тела перед тем, как ученики и близкие проводят его в последний земной путь.
Айдар Хайрутдинов
Понравилась статья? Пожалуйста, сделайте репост о каллиграфии на Facebook!