Легендарная Хиджазская железная дорога была построена при османском султане Абдухамиде Хане II в 1900-1908 гг. Она соединила исторический регион Шам (территории современных Сирии, Ливана, Израиля, Иордании, Палестины, азиатской части Египта и юго-востока Турции) с Лучезарной Мединой в Хиджазе (планировалось довести дорогу до Мекки). Дорога строилась с целью сократить и облегчить путь хаджиев в Мекку. Однако нельзя сбрасывать со счетов и политический аспект, ведь благодаря железной дороге метрополия в лице Стамбула получала еще один инструмент для укрепления своей власти на арабских землях, а также подспорье для экономического развития отдаленных провинций империи.
Буквально на днях стало известно о намерении Турции восстановить Хиджазскую железную дорогу, в свое время ставшей последним большим техническим проектом Османской империи. В проекте реставрации дорого принимают участие такие компании, как СП Иордано-Хиджазская Железная дорога и турецкие ТСDD и TIKA. Предполагается восстановление 3000 километров путей, 9000 зданий, сохранившихся с османских времен, открытие музея, в который будет вложено 3 млн.евро. Кроме этого турецкая сторона предоставит восстановленной железной дороге настоящий паровой ретро-локомотив.
Вернемся к временам, когда начиналось строительство. По оценкам той поры, смета Хиджазской ЖД составляла 4 млн. лир. Выделение подобной суммы для имперского бюджета не представлялось возможным и по этой причине правительство обратилось за помощью к своим гражданам-мусульманам. Первое пожертвование в фонд строительства сделал сам султан Абдулхамид Хан.
Строительство продолжалось 8 лет, в ходе которых было проложено не только 1320 км. путей, но и создана прилегающая инфраструктура (станционные и технические здания, мосты, депо, водонапорные башни, телеграфная линия и т.д.). Ход строительства регулярно и широко освещался в османской, индийской, иранской и арабской прессе.
Хотя строительством руководил немецкий инженер Мейсснер, тем не менее, оно стала хорошей школой для молодых турецких инженеров, которые получили огромный опыт и знания в этом деле. Интересно, что по просьбе султана Абдулхамид Хана, который стремился максимально сохранить первозданный покой и тишину священной земли, по которой когда-то ступал Пророк Мухаммад (сгв), строители нашли способ сделать движение поездов максимально тихим. Для этого под рельсы на шпалы укладывали слой войлока.
После окончания строительства основной части железной дороги в 1908 году, она оставалась под османским управлением недолго. Начавшаяся Первая мировая война опалила своим огнем и без того уже выжженные пустыни Аравийского полуострова. История начала писать последние страницы истории Османской империи и построенной ею железной дороги. Именно благодаря железной дороге туркам летом 1916 года удалось вывезти из Медины священные реликвии, обнаруженные в пророческом захоронении. Таковых реликвий было 30 единиц, и охранялось эти сокровища конвоем в количестве 2000 солдат. Операцию по вывозу бесценных реликвий осуществил Фахреддин Паша (1868-1948), который на протяжении двух лет и семи месяцев обеспечивал оборону Медины от восставших бедуинских племен, за которыми стояла Британская империя в лице Лоуренса Аравийского. Таким образом, благодаря налаженной Лоуренсом диверсионной войны Хиджазская ЖД была фактически полностью выведена из строя и уже никогда не была восстановлена, за исключением тех ее отрезков, которые эксплуатируются в настоящее время. Это участки дороги от Дамаска до Аммана и от фосфатных месторождений около Маана до Акабского залива.
Айдар Хайрутдинова