По поводу вчерашней публикации «Пандемия и религиозный фактор» возник ряд вопросов, а именно: 1. На самом ли деле инициативы Дональда Трампа по статусу Иерусалима дают иудеям возможность совершить ритуальное жертвоприношение на Храмовой горе, используя для этого переносной алтарь? 2. Как на это будут реагировать мусульмане?
Второй вопрос является важнейшим. От того, как он будет решен, зависит будущее не только Ближнего Востока, но, возможно, и всего мира.
С первым вопросом все просто: Дональд Трамп предпринял ряд шагов (перенос посольства США в Иерусалим, объявление Иерусалима столицей Израиля и т.д.), что позволило юридически укрепить позиции евреев в ущерб интересам мусульманской общины Иерусалима и Палестины, в целом. После этих событий, спланированных на другом берегу Атлантики, ритуальное жертвоприношение может состояться, если, конечно, власти Израиля дадут соответствующее разрешение.
Иудеи придают этому обряду особое значение, считая, что этот обряд положит начало процессу строительства Третьего храма, которое предсказано в их писаниях. Считается, что Третий Храм будет отстроен на Храмовой горе после прихода ожидаемого иудеями Мессии-Машиаха. И его приход якобы должен произойти со дня на день. Христиане считают, что во всех случаях речь идет о пришествии Антихриста и Конце времен. Определенные параллели имеются и в мусульманских эсхатологических представлениях (приход Дадджала и пр.), но сейчас речь не о них.
Второй вопрос требует более развернутого ответа, поскольку, во-первых, во вчерашней публикации он даже не был обозначен, а во-вторых, ответ на него требует хотя бы краткого изложения истории конфликта.
Итак, напряженность в связи с режимом доступа к Храмовой горе в Иерусалиме, на которой находится третья по значимости (после Мекки и Медины) святыня ислама, а именно: комплекс из двух мечетей Аль-Акса и Куббат ас-Сахра, нарастала постепенно. Конечно, главная причина раздора – это, прежде всего, уничтожение Османского халифата в 1924 году, раздел его территорий в интересах западных государств.
На территории Палестины, до Первой мировой войны входившей в состав Османского государства, был установлен режим подчинения Великобритании – т.н. Британский мандат. Однако в 1947 году Британия заявила о своем отказе от мандата на Палестину, сославшись на то, что она не может найти решение, которое устраивало бы одновременно и арабов, и евреев. Решение Британии было одним из этапов завуалированной подготовки к созданию еврейского государства.
Исполняя свою часть программы по созданию еврейского государства, за решение проблемы взялась Организация объединенных наций. Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию №181 (II) от 29 ноября 1947 года, согласно которой был предусмотрен раздел Палестины на еврейское и арабское государства. Для Иерусалима был установлен специальный международный режим, который должен был обеспечиваться ООН. Однако реализовать резолюцию Генеральной Ассамблеи так и не удалось, поскольку арабские государства и Верховный арабский комитет (политический орган арабов Палестины во время Британского мандата) отвергли ее.
Тем временем, за день до окончания британского мандата на Палестину, 14 мая 1948 года, было провозглашено создание независимого еврейского государства Израиль на территории, выделенной согласно плану ООН. После этого в Палестине начался новый виток полномасштабной Арабо-израильской войны.
Государства-члены Арабской лиги – Египет, Сирия, Ливан, Трансиордания, Саудовская Аравия, Ирак и Йемен не согласились с решением ООН о разделе Палестины. Они ввели в Палестину свои войска и начали военные операции против еврейских вооруженных сил. Конечной целью действий стран Арабской лиги было недопущение реализации Плана ООН по разделу Палестины и уничтожение вновь образованного еврейского государства. Эта война арабами была проиграна, о чем говорят и ее политические результаты, так и исход около 725 тысяч палестинских арабов из мест, где веками жили их предки.
Еще с самого начала войны между арабами и евреями, шедшей с 30 ноября 1947 года по 14 мая 1948 года, обе стороны пытались взять Иерусалим под контроль. После окончания Арабо-израильской войны еврейское государство получило контроль над западной частью Иерусалима, а Иордания – над восточной, в которую входил и Старый город с Храмовой горой. В течение следующих девятнадцати лет иорданские власти не позволяли иудеям входить на территорию Старого города.
В 1967 году вспыхнула так называемая Шестидневная война, в ходе которой израильские войска захватили Старый город. Так евреям впервые за две тысячи лет удалось установить контроль над священными местами – Храмовой горой и Стеной плача, которая считается единственной сохранившейся частью храма. После этого было заключено соглашение о том, что немусульманам разрешен доступ к этому месту, но они не могут там молиться.
Храмовая гора
В 2017 году местная мусульманская община выразила недовольство установкой металлоискателей у входа на Храмовую гору в преддверии курбан-байрама. В тот раз тысячи верующих отказались подниматься на гору через «рамки» и попытались молиться внизу. В итоге возникли столкновения с полицией, трое палестинцев погибли. В 2018 году был осуществлен полицейский штурм мечети аль-Акса.
11 августа 2019 года на Храмовой горе произошли столкновения между мусульманами, собравшимися на моления в честь праздника Курбан-байрам и силами полиции. Храмовая гора обычно закрыта для посетителей, не исповедующих ислам. Но в 2019 году Курбан-байрам совпал с национальным днем траура еврейского народа, - днем, когда были разрушены Первый и Второй Иерусалимские храмы. В тот день на Храмовой горе собралось около 80000 мусульман. В целях безопасности, полиция запретила иудеям вход в святыню. Однако предотвратить столкновения между мусульманами и иудеями, пришедшими ко входу на Храмовую гору, не удалось.
Как видим, Храмовая гора является тем местом, где самым серьезным пересекаются интересы мусульман и иудеев. Поэтому понятно, как могут среагировать мусульмане, а также арабский мир и мир ислама, в целом, на попытку иудеев провести ритуал жертвоприношения на столь почитаемом ими месте.
Но дело обстоит еще серьезнее: в религиозных кругах Израиля вынашивается идея о восстановлении главного иудейского храма на Храмовой горе. При этом рассматривается два варианта: либо храм будут строить стена к стене с мечетью Аль-Акса, либо обе мечети будут снесены и иудейский храм будет воздвигнут на их месте.
Понятно, что любой вариант развития ситуации чреват новой войной. Война начнется либо при первых же попытках начать строительные работы на Храмовой горе, либо она начнется с целью разрушить мусульманские святыни.
И вот здесь мы подходим к самому важному: последние историко-археологические исследования показывают, что главный иудейский храм никогда не находился на Храмовой горе.
Продолжение следует...
Айдар Хайрутдинов